Управление мощностями – зачем это нужно?

Просмотров: 1764
Автор:
Гродзенский Яков Сергеевич

Гродзенский Яков Сергеевич

Руководитель направления информационной безопасности — "Системный софт"

Любые ИТ-ресурсы в нашем распоряжении формируют доходность, а значит, через них мы в серьезной степени управляем прибылью предприятия. Как это происходит? Начнем с того, что вы инвестируете в ИТ-инфраструктуру с целью улучшить бизнес, а главное – ускорить все ваши процессы, от принятия решений до выполнения операций. Покрытие затрат на ПО и оборудование включается в планы продаж, рассчитывается срок окупаемости вложений, и на этом обычно вопрос прибыльности ИТ-инфраструктуры заканчивается: по общему мнению, этот сегмент затратен и не скоро положительно повлияет на прибыль. 

При этом, например, все понимают, что простой линии сборки на производстве оборачивается потерей прибыли – но мало кто догадывается подсчитать, в какую сумму обходится простой ИТ-оборудования или ИТ-системы. Между тем это такая же «производственная линия», выпускающая единицу товара – бизнес-услугу с конкретной стоимостью. У «линии» есть своя емкость по числу таких услуг. На оборудование и софтверную часть тоже идет производственная нагрузка со своими пиками и спадом активности, и все это конвертируется в прибыль или убыток. 

Простая арифметика помогает понять, как мощность и ежедневное использование ИТ-инфраструктуры превращаются в деньги. Например, условный облачный сервис ежемесячно «отгружает» пользователям 500 бизнес-услуг при операционной мощности в 1000 услуг (то есть подсчитано, что часть оборудования, процессов и систем в разные дни месяца простаивают, находясь не под полной загрузкой). Затраты на содержание инфраструктуры и производство – 10 000$ ежемесячно (допустим, это операционные расходы + инвестиции в инфраструктуру, разнесенные по месяцам). Себестоимость услуги (подписка) без затрат на содержание и производство – 20$ в месяц. Подсчет дает нам итоговую себестоимость услуги в 40$ (500 x 20$ + 10 000$ = 20 000$/500 = 40$). Допустим, вы продаете услугу по 42$, как и ваши конкуренты. Если задействовать свободные ИТ-мощности и «отгружать» пользователям хотя бы 800 бизнес-услуг ежемесячно по сниженной цене в 35$, то с учетом затрат (20$ x 800 + 10 000 = 26 000$, или 32,50 за единицу) вы даже выиграете в прибыли. 

Это лишь первая из десятка возможностей получить прибыль, управляя мощностями ИТ-инфраструктуры (загрузка оборудования и ПО, исключение простоев), но даже ее хватит для улучшения бизнеса предприятия с низкой зрелостью процессов управления, где замеры производительности не ведутся, а решения принимаются интуитивно на основании субъективного мнения ИТ-отдела. Что говорить о бизнесе средней и высокой зрелости вроде крупных ритейлеров, телекомов и банков, где почти все процессы автоматизированы, внедрены различные метрики, и ведется постоянный анализ прибыльности и действий компании? Для них критичен не только простой, но и, например, нелинейная нагрузка на инфраструктуру, особенно во время маркетинговых акций – или рост самого бизнеса, когда имеющиеся мощности приложений и серверного парка могут не справиться с числом открываемых филиалов или запуском новых типов услуг. 

И здесь, конечно, можно докупать оборудование и системы «с запасом», а можно эффективно анализировать и управлять имеющимися «производственными линиями», как это делают более старые (в сравнении с ИТ) индустрии – например, промышленность, где мало кто закупает станки впрок.

Так, например, поступили в фармацевтическом лидере Sanofi, организовав глобальные инфраструктурные сервисы на базе BMC True Sight Capacity Optimization: модель роста их бизнеса сейчас сфокусирована на R&D и требует бесшовной интеграции технологий и бизнес-процессов. За сравнительно короткий срок им удалось улучшить наглядность и анализ использования своих немаленьких мощностей на 50% за счет оперативного прогнозирования, построения моделей и планирования нагрузки на ИТ-инфраструктуру в реальном времени. 

Важно, что автоматическое управление ИТ-мощностями дает нам быстрые ответы вроде числа операций на заданный уровень сервиса или предельное увеличение нагрузки на серверы с ростом транзакций и так далее, ведь в силу сложности и скорости самих процессов анализ вручную невозможен. А наряду с управлением доходностью бизнес через своевременный анализ управляет рисками. Захотев использовать новый сервис без анализа последствий внедрения в реальном времени, мы рискуем:

  1. Снизить качество ИТ-услуг из-за недостатка вычислительных мощностей, неспособных справиться с растущими нагрузками на бизнес-приложения в соответствии с палитрой активности (тенденции и периодичность всплеска нагрузок на бизнес-системы, связанные с основной деятельностью компании).
  2. Увеличить затраты при вводе в эксплуатацию новых бизнес-услуг или расширении функциональности уже существующих из-за ошибок в оценке нагрузки на существующую ИТ-среду и связанную с этим избыточную закупку вычислительной техники.

Каждый из этих подпроцессов, в свою очередь, отвечает за свой аспект управления мощностями, начиная от обеспечения основных бизнес-активностей и заканчивая прогнозированием выхода из строя отдельного сервера из-за недостатка ресурсов (например, объема дискового пространства или оперативной памяти). Стандартный функционал ITSM-системы не способен выполнить такие задачи: там в основном автоматизированы процессы операционного уровня, связанные с поддержкой пользователей и обеспечением функционирования ИТ-окружения (например, управление инцидентами, проблемами, изменениями и т.п.). 

Простой пример: в облачном контакт-центре, который обслуживает свыше 100 стран и более 175 тысяч клиентов, происходят утечки памяти, что снижает производительность и служит причиной постоянных, ненужных расходов. Даже приблизительные подсчеты дают нам понять, насколько это неприятная проблема – а ведь ее еще нужно выявить! А если вы при этом почти ежеквартально устанавливаете новые кластеры в вашу облачную инфраструктуру, как это делает упомянутый лидер облачных колл-центров inContact, то управление мощностями способно сэкономить вам приличные суммы – и вместе с мощностью нарастить прибыль. 

До этого планирование и управление мощностями производились в компании вручную. С вводом автоматизированного анализа и управления рисками и эффективностью используемых ИТ-мощностей, покупка нового кластера была отложена на 15 месяцев, при этом ИТ-департаменту inContact удалось увеличить плотность используемых серверов на 40%. При этом, вопреки расхожему мнению, новое решение BMC True Sight Capacity Optimization окупилось за 9 месяцев.

Помимо прибыли и рисков бизнеса на ИТ-инфраструктуру, как ни удивительно, ложатся стратегические задачи, поскольку современные ИТ-ресурсы даже средней компании можно разделить на:

  • Ресурсы, которые помогают адаптироваться к конкурентной среде – то есть системы мониторинга, оценки и реакции на внешние и внутренние изменения; сюда же входят различные решения для нетворкинга и планирования. 
  • Лидерские ресурсы, продвигающие бизнес вперед: системы и элементы принятия решений и моделирования ситуации/бизнес-процессов.
  • Ресурсы эффективного использования (то есть непосредственного управления) активами предприятия, включая управление персоналом и продажами.
  • Технически-операционные ресурсы, включая бухгалтерские системы и сервис-деск.

То есть ИТ сегодня присутствует на каждом этапе работы бизнеса – от принятия решений до непосредственного создания услуг, и вряд ли стоит терять прибыль и конкурентные преимущества, не обращаясь к «бережливому производству» цифровой эпохи, то есть к управлению мощностями ИТ-инфраструктуры.

Комментарии (0)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.