Что такое цифровая зрелость компании, как определить ее степень и зачем она нужна?

Просмотров: 557
Автор:
Григорьева Мария Александровна

Григорьева Мария Александровна

Управляющий директор практики системная интеграция — Accenture Russia

О цифровых преобразованиях бизнеса говорят все, но конкретные формы и шаги по реализации таких проектов зачастую скрываются за абстрактными рассуждениями. Между тем, в основе любого подобного проекта должна лежать качественная подготовительная фаза: а именно, оценка цифровой зрелости бизнеса. Предлагаю разобраться, что это такое и как правильно провести такой аудит.

Цифровая революция изменяет буквально каждый аспект жизни современного общества, создавая как новые возможности, так и новые вызовы. Этот процесс фундаментально меняет то, как мы работаем, живем и взаимодействуем друг с другом, с бизнесом и с государством.
 
Развитие современных технологий приносит перемены на любом уровне — персональном, организационном, общественном, коммерческом и проч. Привычное положение вещей в различных отраслях нарушается путем разработки все новых инструментов и решений, ускоряя и без того стремительные темпы инновационного развития.
 
Digital-инструменты позволяют сегодня множеству людей существенно менять методику и скорость различных транзакций, по-новому выполнять повседневные задачи и создавать свою онлайн-идентичность, расширяя горизонты возможностей.
 
Еще один важнейший эффект цифровизации: возможность реализации глобальных сценариев взаимодействия людей, что существенно меняет саму природу построения отношений и потребления информации. В развитых странах процент населения, использующего интернет, приближается к 90%.
 
Главный вклад digital в современное общество — обеспечение постоянной взаимной связности, соединенности людей, которая повышает их эффективность и приводит к повышению эффективности организаций. По данным Accenture, 82% руководителей сегодня считают, что цифровые технологии являются инструментом, создающим совершенно новые возможности для развития бизнеса.
 
Об этом свидетельствует, в частности, тренды рынка труда — рост спроса на сотрудников с цифровыми компетенциями растет по экспоненте во многих отраслях. К 2022 году проникновение digital-специальностей в бизнесе глобально вырастет на 22% — интернет создает по 2,6 новые вакансии на каждую исчезнувшую в результате цифрового развития экономики позицию. Эксперты оценивают возможный прирост вакансий в 2,1 млн. позиций к 2025 году.
 
В свете общего понимания неизбежности цифровизации возникает вопрос: как приступать к цифровой трансформации, как правильно подойти к этой задаче, на чем сфокусировать внимание в первую очередь?
 
На мой взгляд, первым шагом в этом направлении сегодня является оценка цифровой зрелости компании.
 
Что такое digital maturity?
 
Цифровая зрелость (digital maturity) является оценкой положения компании относительно лидеров в области цифровизации, а также общей мерой готовности компании к проведению digital-трансформации в современном понимании термина. С начала 2000-х мы наблюдали взрывной рост вычислительных мощностей, развитие новых моделей взаимодействия социальных взаимодействий в Сети, бум электронной коммерции, фокус на клиентоориентированность в цифровой среде, развитие CRM- и ERP-систем.
 
Вторая декада в этом смысле характеризуется переходом к автоматизации повседневных задач бизнеса и человека за счет стремительного проникновение умных машин, датчиков, развития аналитики данных, ИИ и базирующихся на них конечных решениях типа виртуальных ассистентов.
 
Конкурентное преимущество компании получают из всего комплекса современных цифровых решений, и один из главных запросов сегодня — потребность компаний и организаций в гибких моделях управления и принятия решений. 
 
Однако реализовать такие запросы с нужным уровнем качества могут лишь те, кто действительно готов к адаптации последних достижений цифровой отрасли — инфраструктурно, организационно, профессионально и финансово.
 
Цифровизация сегодня — это применение прорывных технологий, трансформирующих операционные процессы и бизнес-модели за счет замещения или дополнения человека на базе использования продвинутой аналитики, искусственного интеллекта, мобильных и носимых устройств, роботизации и интеграционных технологических платформ.
 
К digital-решениям можно отнести сегодня те цифровые продукты, которые подпадают под систему классификации, представленную в иллюстрации ниже:


Иллюстрация 1.

Для определения степени готовности к цифровым преобразованиям можно использовать методику оценки цифровой зрелости бизнеса. В нашей практике она состоит из двух частей: первая — это оценка уровня использования цифровых решений в текущей практике компании, вторая — оценка возможностей для внедрения новых цифровых компетенций.

Иллюстрация 2.
 
При этом первая часть оценки позволяет сравнить уровень проникновения цифровых технологий с аналогичным уровнем лидеров отрасли или лидерами по технологическому развитию сопоставить его с желаемым уровнем, а также сформировать перечень инициатив для достижения требуемого уровня цифровизации. Вторая же направлена на оценку внутренней готовности компании к внедрению цифровых технологий через указание на общее соответствие показателям лидеров отрасли по большинству компетенций и формирование перечня инициатив для успешного внедрения цифровых технологий.
 
Для чего и как?


 
Иллюстрация 3.

Оценка цифровой зрелости осуществляется преимущественно для представления результатов анализа ключевых возможностей, требуемых для развития бизнеса, формирования базы для верификации желаемого целевого уровня цифровых возможностей и составления инструментария для непрерывного контроля динамики развития цифровых компетенций.
 
Обычно, такой проект занимает от 7 до 13 недель и подразделяется на 5 основных фаз (Иллюстрация 3). Ключевыми составляющими я назову выделение ключевых блоков и утверждение методик оценки цифровой зрелости на старте. Затем необходимо получить максимально детальную и открытую информацию о компании: для этого используются такие методики, как интервью и Design Thinking-сессии с ключевыми сотрудниками компании, а также анализ ее документации, ИТ-архитектуры, бизнес-процессов и бизнес-стратегии.
 
Наконец, в завершающей фазе составляется дорожная карта цифровой трансформации — она служит базой для приоритезации цифровых инициатив, помогает быстрее перейти к запуску пилотных проектов и фазе концептуального проектирования для наиболее перспективных инициатив, за которыми следует тиражирование удачных пилотов.
 
По итогам первых двух недель необходимо составить предварительную оценку уровня цифровой зрелости по результатам интервью.
 
Следующие 4-8 недель занимают проведение детальной и агрегированной оценки уровня использования цифровых технологий и цифровых компетенций, утверждение перечня расхождений текущих параметров с целевыми показателями.
 
Наконец, в последние 2-3 недели нужно сформировать дорожную карту инициатив и оценить необходимый бюджет.


Иллюстрация 4.
 
После получения картины текущего уровня digital-развития компании следует начинать переход к практическим шагам, а также выработать критерии измерения результатов трансформации и определить способы адаптации дорожной карты к изменяющимся условиям по мере реализации поставленных задач.
 
Факторы успеха: на чем сфокусироваться  
 
Отмечу, что цифровая повестка компании, рассчитывающая на развитие в 21 веке, должна стать частью ее корпоративной стратегии и культуры. Для этого необходимо создать отдельную роль или структуру, ответственную за управление процессом цифровизации в целом, сохраняя ответственность за формирование повестки и реализацию на уровне бизнес-блоков.
 
В большинстве случаев потребуется применение альтернативных путей бюджетирования и утверждения цифровой повестки, отличных от традиционных, с целью сокращения времени вывода новых продуктов на рынок (аналогично отношению к венчурным инвестициям). Цифровизация — это своего рода стартап-проект внутри работающего бизнеса.
 
Необходимо помнить, что сравнительный анализ готовности компании к цифровизации лучше всего работает при сопоставлении с общим соответствием компании лидерам отрасли. При этом типичной будет картина, когда текущий уровень зрелости внутренних процессов и модели организации ИТ в компании, как и в отрасли в целом, находятся по большинству параметров на начальном этапе цифровизации.
 
Это не должно обескураживать — просто лидеры цифровизации являются пионерами в своей области, для многих из которых digital является основным бизнесом. При должной организации процессов цифровой трансформации можно рассчитывать на хорошие результаты уже в среднесрочной перспективе.
 
Для этого нужно рассматривать вопросы цифровой трансформации на всех уровнях корпоративного управления и иметь поддержку высшего руководства, а также инвестировать в программы развития новых компетенций.
 
Помните, что цифровая зрелость не достигается за неделю, процесс продвижения к ее продвинутому уровню — пошаговый и постепенный. Начинать можно с небольших участков компании или с одной определенной системы — например, с опыта клиентского обслуживания, который прекрасно поддается оптимизации с помощью digital-инструментов.
 
Четко определите показатели успеха проекта или пилота, проговорите с проектной командой пути его достижения, чтобы не попасть в типичную ловушку: внедрение ради внедрения, когда продвинутые технологии и возможности прекрасно работают, но бизнес-результатов не приносят и не окупаются.
 
Наблюдения за современной цифровизацией показывают — рынки и технологии меняются так быстро, что digital-зрелость определяется не столько достижением каких-то показателей, сколько способностью постоянно поддерживать процесс трансформации в соответствии с темпом отрасли. Таким образом, можно сказать, что финальной, «раз и навсегда» цифровой зрелости достичь не получится, но можно заложить базу для постоянного развития в этом направлении.
 
Наконец, три базовых черты компаний, развивающихся по сценарию цифровой зрелости:

  • Технологии всегда находятся в центре операционной деятельности таких компаний
  • Они отличаются продвинутыми решениями в области UX — User Experience
  •  Бизнес-операции таких компаний опираются на аналитику данных. 
     

Комментарии (0)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.