Что означает для ИТ-рынка включение „информационных технологий“ в перечень областей, находящихся „в ведении Российской Федерации“»?

2 909
Что означает для ИТ-рынка включение „информационных технологий“ в перечень областей, находящихся „в ведении Российской Федерации“»?


4 июля 2020 г. в соответствии с Указом Президента на Официальном интернет-портале правовой информации опубликован текст Конституции РФ с внесёнными в неё поправками, принятыми в результате общероссийского голосования 1 июля.
В обновленной Конституции есть поправки, напрямую касающиеся российского ИТ-рынка. В частности, речь идет о статье 71, пункт «и».
Ранее это выглядело так:
«В ведении Российской Федерации находятся:
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе».

В новой редакции пункт «и» выглядит следующим образом:
«и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность».

То есть в статью 71, п. «и» добавились «информационные технологии». В связи с этим мы задали руководителям ИТ-ассоциаций и игрокам ИТ-рынка вопрос «Что означает для ИТ-рынка включение „информационных технологий“ в перечень областей, находящихся „в ведении Российской Федерации“»?

«Информационные технологии сегодня пронизывают все сферы жизни общества и государства, влияют на экономику и суверенитет России, несут новые правоотношения и риски. До внесения поправок в ст.71 они никак не были упомянуты в Конституции, — говорит Наталья Касперская, президент ГК InfoWatch, председатель правления АРПП „Отечественный софт“, член рабочей группы по подготовке изменений в Конституцию. — Теперь сфера ИТ, влияющая на жизнь и права граждан, там отражена. Это дает возможность для возникновения единой государственной политики в ИТ-сфере, для создания целого ряда законов по информационным технологиям и единых стандартов, которые позволят избежать проблем при внедрении технологий и сложностей при построении информационных систем в разных регионах России».
Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ», считает: «Включение ИТ-рынка в перечень, областей, находящихся в ведении Российской Федерации означает следующее:
• ИТ-отрасль воспринимается государством в качестве ключевой отрасли, определяющей конкурентоспособность страны на глобальном рынке в существующем технологическом укладе и на последующие 2-3 уклада мировой экономики.
• ИТ-отрасль влияет на все другие отрасли экономики, государственной власти и социальной жизни, но помимо экономического значения, она являются чрезвычайно важной для формирования государственной идеологии, самосознания и самоидентификации населения.
• ИТ-инфраструктура признается критической инфраструктурой, от эффективного функционирования которой зависит работоспособность экономики, армии, государственного управления и социальной жизни страны.
В силу изложенных особенностей ИТ-отрасли, государство обязано всемерно обеспечивать ускоренное развитие ИТ-отрасли и ее конкурентоспособность на мировой арене. С другой стороны, оно не может не регулировать ИТ-отрасль и не должно передать вопросы и безопасности ИТ-инфраструктуры в какие-либо частные руки, тем более — в руки иностранного бизнеса».

«Новая редакция пункта „и“ в ст. 71 для ИТ-рынка это означает, что усилится законодательное регулирование, — говорит Алексей Парфентьев, руководитель отдела аналитики „СёрчИнформ“. — Существующие правовые нормы будут приведены в соответствие с основным законом страны. Возникнут новые государственные ИТ-инициативы. Вероятнее всего, сотрудничество разработчиков и государства усилится. Хотя еще до введения правок крупные корпорации (Сбербанк, Ростелеком и пр.) активно интегрировались в государственные проекты. Возможно, на ближайшие годы это станет трендом. Государство видит огромный стратегический потенциал в ИТ (наряду с освоением космоса и прикладной ядерной физикой), поэтому хочет увеличить свое влияние на данную отрасль».
Алексей Парфентьев обратил также внимание на новую редакцию пункта «м» ст. 71: «м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных».

«По сути, эта поправка закрепляет право государства на контроль за информационным пространством и берет на себя обязанность защищать граждан в этом пространстве, — полагает он. — От чего? От кибермошенников, недобросовестного использования технологий, незаконного сбора персданных и прочих сетевых и технологических угроз.

Мы работаем в области защиты данных и, конечно, надеемся на дополнительную проработку ФЗ-152 „О персональных данных“. Его необходимо конкретизировать и сделать обязательным к исполнению всеми операторами данных в стране. Это работа не одного года. Радует, что нынешний состав Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций часто обращается и прислушивается к профессиональному сообществу. Это дает надежду, что необходимые изменения в области защиты данных граждан России будут внесены, особенно после таких знаковых изменений в Конституции».

«Стремительное развитие информационных технологий повлекло существенное увеличение числа отношений между субъектами сетевого пространства, — комментирует Николай Евдокимов, руководитель юридической службы компании „Рексофт“. — Пока это не урегулировано законодательно, и поправки, вносимые в Конституцию, а именно в статью 71, направлены на устранение этого пробела. Иными словами, изначально в Конституции как в основном законе страны задается направление дальнейшего развития законодательного регулирования отношений в области „информационных технологий“. Закрепляется сама необходимость регулирования и определяется субъект, в чьем ведении это регулирование должно находится. Далее, уже на уровне федеральных законов, соответствующие отношения получают должное комплексное регулирование, и тем самым участникам сетевого пространства предоставляется возможность не только иметь четкое понимание основ и правил взаимодействия („правил игры“), но и получить в случае необходимости защиту, гарантированную государством. Для отрасли указанная поправка безусловно имеет существенное значение и должна оказать положительное влияние на дальнейшее развитие ИТ в стране».


Источник: crn.ru

Коментарии: 2

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 367
    Независимый эксперт
    Эксперт
    08.07.2020 11:23

    По сути, это поправка ни о чем. Государство, если он хочет развиваться и не погибнуть, должно понимать, что без ИТ в наше время этого невозможно. Так зачем это пихать в конституцию? Давайте туда засунем по паре строчек про каждую отрасль промышленности. и будем этому радоваться. Можно подумать, что у нас ИТ сразу рванут вперед и всех обгонят, как в конституцию попали :). Смешно. И без этого наблюдается нормальное развитие.
    Вообще же, все эти поправки очень сильно напоминают дымовую завесу. Все кроме одной.

    • Виктор
      08.07.2020 19:19

      Виктор, спасибо, что поделились мнением! У профессионалов отрасли действительно есть вопросы к этой поправке. И трактовки, как видно в материале, могут быть различными.

Предметная область
Отрасль
Управление (роль)
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.