Барское ли это дело — кодить?
Марк Цукерберг самолично закодил искусственный интеллект для дома и назвал его «Джарвис» — как в фильмах про Железного человека. Весь процесс он подробно описал в посте в Фейсбуке (а где же еще, да?). Причем нельзя сказать, что это совсем игрушка вполне себе годный проект с проработанной архитектурой, с полезными функциями и способный к развитию. Джарвис понимает человеческую речь, распознает лица, может общаться через мобильное приложение или мессенджер Фейсбука и управляет всей домашней техникой, освещением, музыкой и входной дверью.
Цукерберг потратил на всю работу изрядное количество часов, которые мог бы употребить на управление компанией или на общение с семьей. Ну, захотелось ему ИИ для дома – только свистнул бы – и его бы бойцы написали в лучшем виде. Или купил бы за сотню-другую миллионов какой-нибудь симпатичный стартап. Нет же, сам ковырялся целый год. Зачем?
Можно, конечно, сказать, что это у него такое хобби — программировать. Ведь на самом деле это очень интересное занятие. Подозреваю, что большинство CIO в прошлом тоже этим грешили — пописывали ведь, может даже еще на Фортране или PL/1, а то вдруг и на ассемблере. Про эти подвиги обычно любят вспоминать в баре за кружкой пива и рассказывать молодым, что такое перфокарты. ОК, было такое в нашей молодости.
Но скажите, а сейчас не тянет засучит рукава, да и слабать какую-нибудь системку? Что-нибудь с Big Data или тоже AI замутить как у Марка, или круче? Голова-то ведь работает, идеи есть. Времени нет? – Но как же Марк нашел? Можно отменить парочку совещаний в неделю, и найдется куча времени.
Будучи CEO Facebook, своим персональным проектом он занимался не на работе, а дома. Его цель была получше узнать о состоянии дел в области искусственного интеллекта — и сделать это не путем просмотра презентаций или чтения статей, а попробовав все технологии собственными руками. Похвально!
С одной стороны, сегодня программирование стало проще — все библиотеки и фреймворки доступны, не надо ехать на другой конец города копировать штук тридцать дискет. Но точит червь сомнения — а вдруг ничего не получится? А если молодые узнают, еще и смеяться будут. Не, лучше и не пробовать. Можно тихо и спокойно «соответствовать своей должности» — проводить совещания, давать указания, верстать бюджет, определять стратегию.
Вот что написано в профстандарте «Менеджер по информационным технологиям», который можно найти, например, на сайте АПКИТ: «Управлять, управлять, управлять, организовывать, руководить, контролировать, мотивировать. И снова – управлять, управлять, управлять». Среди навыков, которыми должен обладать CIO ни разу не упоминается, что он должен уметь что-то делать руками. Барское ли это дело! Но в итоге вырисовывается образ CIO как некоего бюрократа, занятого только распределением денег и заключением договоров с исполнителями. А где же ИТ? Эдак в кресло CIO можно посадить любого управленца.
Я думаю, что, по большому счету, Марк прав: любой руководитель, будь то в ИТ или где-то еще, просто обязан чувствовать свою предметную область. А для этого обязательно надо что-то делать самому руками. Конечно, вы не сможете писать код быстрее и лучше ваших молодых программистов, но это и не требуется. Достаточно будет делать что-то небольшое, просто чтобы не терять связь с реальностью. Там глядишь — вдруг из этого почти хобби получится стартап, который в итоге купит Цукерберг?
- Должен ли CIO уметь программировать?
- Помогает ли это умение снимать лапшу с ушей, которую навешивают исполнители?
- Какой язык или технологию вы лично хотели бы освоить? Почему?
Комментарии (41)
Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам войти в систему или
зарегистрироваться.
Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам войти в систему или
зарегистрироваться.
Руденко Александр Валериевич
руководитель отдела ИТ
ООО "Байтэкс"
2. Помогает.
3. Тема AI сейчас хороша. Привлекает анализ/оценка достоверности. Вот и Facebook задвигался в эту сторону.
Тема, на самом деле, более широкая. Не только кодить, но и инфраструктурой порулить, когда спецы по разным причинам отсутствуют. Но это не цель. Цель - грамотно организовать. Но знать предмет - обязательно! Неоднократно спорил (когда всячески пытался повышать квалификацию) с университетскими преподавателями. Они (о причинах здесь говорить не место) убеждены, что руководитель должен управлять чем угодно. Печальные последствия такого управления часто приходится видеть. Но теоретиков так и не удалось переубедить.
2. Помогает.
3. Тема AI сейчас хороша....
Лебедев Антон Петрович
Руководитель ИТ
Время простора
2. Помогает.
3. Менеджеру нужно знать один язык, это язык его руководителя. А с технической стороны, восполнять "технический долг" по стеку технологий, которые используются в компании.
2. Помогает.
3. Менеджеру нужно знать...
Митянин Александр Михайлович
Руководитель ИТ-службы
ООО "Зерновая компания"
2. Помогает
3. Хотел бы заняться беспилотными тракторами
2. Помогает
3. Хотел...
Руденко Александр Валериевич
руководитель отдела ИТ
ООО "Байтэкс"
Ответ на « 1. Желательно, хотя бы на начальном... »
Митянин Александр Михайлович
Руководитель ИТ-службы
ООО "Зерновая компания"
Ответ на « Беспилотная с/х техника - отличная прикладная... »
Из российских разработок: Cognitive Technologies вроде что-то пыталось сделать.
Не слышно потому, что узкоспециализированная отрасль))
Федько Виктор Александрович
Начальник управления информационных технологий
АО МПО им.И .Румянцева
2. Помогает, конечно
3. Сейчас уже особо никакую . Другие интересы есть. Хотя вот это люблю - "вспоминать в баре за кружкой пива и рассказывать молодым, что такое перфокарты. " )))).
...
Черкасов Евгений Юрьевич
Директор департамента инновационных технологий
ЗАО "Орматек"
2. Конечно. Даже помогает предотвратить её навешивание.
3. Никакую. Всё что я хочу освоить - осваиваю и внедряю.
Никифоров Алексей Владимирович
IT директор
TENNANT Russia ( Теннант Россия)
я считаю так:
1. Совсем не обязательно. Многим это наоборот мешает.
2. Если исполнители в отделе ИТ вешают лапшу на уши, то тут надо не CIO вопрос решать, а HR.
3. Очень интересный механизм API. Очень интересно написать своё приложение для мобильных устройств, но скорее интересен не факт кодинга, а чтобы идея была стоящая и приложение не бесполезное.
(Исправлено 15.03.2017 17:02, Никифоров Алексей Владимирович)
я считаю так:
1. Совсем не обязательно. Многим...
Огнивцев Александр Леонидович
Руководитель управления
Альфастрахование
2. Сильно помогает.
3. Уже никакую, при правильном подходе - кодить это скучно. Бывает интересно SQL-запрос написать на пару страниц.
2. Сильно помогает.
3. Уже никакую, при...
Козлов Иван Петрович
Директор по ИТ, Россия
Metsa group
Курочкин Анатолий Михайлович
Старший инженер, аналитик.
Научно-производственное объединение
Большинство считает, что ИТ директор не должен знать программирование. Вы меня извините, но это же катастрофа!
У нас уже есть руководители в космической отрасли, которые знают про свою отрасль не больше секретаря парткома.
1. ИТ-директор должен уметь делать всё, что делают его подчинённые, но знать больше, чем они. Лично программировать? Зависит от многих текущих факторов. Если у ИТ-директора 3 департамента, то не должен. Наооборот - он не имеет права делать работу своих подчинённых, но, повторюсь, обязан уметь всё, что умеют его подчинённые.
2. Не только помогает, но и делает лидером.
3. Блокчейн.
Большинство считает, что ИТ директор не должен...
Козлов Иван Петрович
Директор по ИТ, Россия
Metsa group
Ответ на « Коллеги, я поражён! Большинство считает, что ИТ... »
Тут не про старшего сисадмина спрашивают, а про ИТ директора.
Задача ИТ директора - выстраивать процессы. Как отмечено ниже в комментариях - в крупных компаниях он с исполнителями не общается непосредственно.
Знать все современные тенденции всех направлений невозможно - есть низкоуровневое программирование на ASM, есть прикладное на VBA, есть миллион WEB направлений, 1С программирование, SAP ABAP и т.п. Всякие там классы/фреймворки. Следить за развитием всего у ИТ директора просто нет времени.
Когда-то я умел программировать на Си, Дельфи и VBA, но я ни за что не возьмусь спорить с ABAPером о структуре данных в SAP.
И вообще есть очень хорошие примеры ИТ директоров не из ИТ. И я не знаю примеров других стран, где космонавты руководили бы космической отраслью (может просто не интересовался конечно).
Когда человек что-то знает - это конечно всегда хорошо. Но все знать невозможно, а ИТ область уже слишком обширна чтобы ее всю понимать. Лет 30 назад - можно было, 20 - возможно, а потом - все.
Тут не про старшего...
Паниди Андрей Иванович
Директор службы ИТ
ЛОТТЕ ОТЕЛЬ МОСКВА
Ответ на « Анатолий, почему поражен? Почему Катастрофа? Тут не... »
В ИТ - тоже самое. Ничего не попишешь - специализация.
Но это же не значит, что нужно бросить все, что было тобой когда-то любимо и заниматься выстраиванием процессов. Работа нужная, конечно, но скучная, на мой взгляд.
Повыстраивал, повыстраивал, а потом за клаву и VisualBasic .Net как запустил... Вот это жизнь. А если получилось то, что очень нужно было кому-то - то это счастье.
Курочкин Анатолий Михайлович
Старший инженер, аналитик.
Научно-производственное объединение
Ответ на « Анатолий, почему поражен? Почему Катастрофа? Тут не... »
Про космическую отрасль. Я не говорил про космонавтов, не нужно так упрощать мою позицию. Я писал про отрасль, которой должны руководить инженеры с широкими знаниями. Хотя, например, в США считают по-другому: Чарльз Фрэнк Болденгенерал-майор морской пехоты США в отставке, бывший астронавтСША[1], глава НАСА с 2009 года.
По поводу необъятной обширности ИТ-области Вы ошибаетесь, имею в виду "необъятную". Вопрос ближе к философии, но не я сказал, что количество знаний в последние 100 лет увеличилось незначительно. Так что не оправдывайтсь и не обижайтесь на меня )))
Задача "выстраивать процессы"... как-то не понятно о чём Вы говорите. Представляю диалог: а вы чем занимаетесь? Выстраиваю процессы. А через год? А через 5 лет? Специалист по выстраиванию процессов.
В том и катастрофа, уважаемый Иван Петрович, что ИТ-директора уходят от своего смысла. И я не видел хорошего ИТ-директора не айтишного профиля, который бы умел совместить знания ИТ-составляющей, способов её капитализации и возможностей своих подчинённых. Если, конечно, под компетенцией ИТ-директора не подразумевать возможность заливать любую проблему деньгами.
Никифоров Алексей Владимирович
IT директор
TENNANT Russia ( Теннант Россия)
Ответ на « Коллеги, я поражён! Большинство считает, что ИТ... »
Сейчас ИТ - это поле шире, чем медицина. Как вы считаете, стоматолог может провести операцию на мозге? Оба врачи, если что. А глав врач должен уметь и то, и другое?
Вы скажете, что в стоматологических клиниках не делают операции на мозге? А в отделе ИТ делают. И тебе 1С, и тебе сайты, и тебе микроконтроллеры, и CISCO, и мобильные приложения. Это здорово, когда всё умеешь. Эрудицию, кругозор никто не отменял. Но, в моём понимании, едва ли не большее благо - это умение руководить и заставлять добиваться результата с помощью тех, кто в узкой области лучше тебя.
Курочкин Анатолий Михайлович
Старший инженер, аналитик.
Научно-производственное объединение
Ответ на « Анатолий Михайлович, по пункту 1 "обязан... »
Вижу противоречие в Ваших словах: стоматолог не может провести операцию на мозге, но я не утверждал, что любой программист - заранее способный ИТ-директор. Хотя, не поверите, я знаю мои личные случаи, когда хирургическую операцию выполнял не хирург, а обычный фельдшер. Правда в исключительных случаях.
Я не медик, но могу утверждать, что ни одному главному врачу не придёт в голову мысль сделать себе приемника из финансового сектора. Это нонсенс. Главврач должен знать основы медицины: анестизиологию, санитарию и т.п.,
Но почему-то в нашей области знаний, в ИТ, считается, что руководить программистами+сисадминами+тестировщиками и т.д может любая кухарка.
Никифоров Алексей Владимирович
IT директор
TENNANT Russia ( Теннант Россия)
Ответ на « Алексей Владимирович, я не медик, не... »
Насчет кухарки. Понятно, что хорошо знать всё и уметь всё. Но в реальной жизни, Вам не кажется, что навык управления проектами, командой и светлая голова всё же выше навыка программиста, если мы говорим о руководителе большого ИТ проекта или руководителя ИТ большой компании? Кто скорее сделает большой проект, где надо работать командой: отличный сис админ / программист, который не может двух слов связать или генерал, который в армии успешно руководил огромным количеством персонала совсем разного уровня?
Курочкин Анатолий Михайлович
Старший инженер, аналитик.
Научно-производственное объединение
Ответ на « Боюсь, что уже шире. ИТ уже... »
Насчёт кухарки.
А я и не утверждаю и даже написал про это в этой же дискуссии, что только и всего лишь знание программиста делает хорошего ИТ-директора. Как раз наоборот - хороший ИТ-директор должен обладать навыками программиста. А если он ещё и хороший "генерал", то это просто супер ИТ-директор.
Знаком со многими "большими" и даже огромными Ит-директорами, у которых в подчинении тысячи людей. Увы, не получается у них свои "генеральские способности" применить так, чтобы информационные системы предприятия были эффективными, если они не обладают базовыми навыками айтишника. Могу, но не буду светить множество примеров. Вы и без меня, уверен, их знаете.
Для меня это нонсенс - считать себя ИТ-директором и не иметь базовых навыков программиста.
Кстати, у Вас же прекрасное айтишное образование и даже математическое. О чём тогда мы спорим?
(Исправлено 30.03.2017 20:48, Курочкин Анатолий Михайлович)
Никифоров Алексей Владимирович
IT директор
TENNANT Russia ( Теннант Россия)
Ответ на « Ну про медицину не стоит начинать... »
Курочкин Анатолий Михайлович
Старший инженер, аналитик.
Научно-производственное объединение
Ответ на « Анатолий Михайлович, про "базовые навыки... »
Федько Виктор Александрович
Начальник управления информационных технологий
АО МПО им.И .Румянцева
Ответ на « Ну про медицину не стоит начинать... »
Для меня это нонсенс - считать себя ИТ-директором и не иметь базовых...
Шварцблат Марк Рудольфович
ИТ-директор
КТ "Акведук"
Ответ на « Для меня это нонсенс - считать... »
Курочкин Анатолий Михайлович
Старший инженер, аналитик.
Научно-производственное объединение
Ответ на « А какой хороший админ не любит... »
Федько Виктор Александрович
Начальник управления информационных технологий
АО МПО им.И .Румянцева
Ответ на « А какой хороший админ не любит... »
Шварцблат Марк Рудольфович
ИТ-директор
КТ "Акведук"
Ответ на « Марк, это несколько иное. Закодить че... »
Федько Виктор Александрович
Начальник управления информационных технологий
АО МПО им.И .Румянцева
Ответ на « Не вижу принципиальной разницы. :) Где... »
Курочкин Анатолий Михайлович
Старший инженер, аналитик.
Научно-производственное объединение
Ответ на « Для меня это нонсенс - считать... »
Шварцблат Марк Рудольфович
ИТ-директор
КТ "Акведук"
Ответ на « Алексей Владимирович, я не медик, не... »
Курочкин Анатолий Михайлович
Старший инженер, аналитик.
Научно-производственное объединение
Ответ на « В староглинянные времена была такая мысль,... »
Так что Вы правы: не пошла идея "универсального солдата".
Добавлю, что было время, когда и офицеров делили на просто офицеров и офицеров-инженеров. Шутили так: капитан минус инженер. Пока не поняли, что новая техника требует инженерных подходов для всех.
Ведь при всём уважении к генеральскому опыту , к генеральской воле сколько анекдотичных и трагичных ситуаций связано именно с недостаточной инженерной подготовкой.
Приезжает молодой и энергичный Л.Брежнев в ОКБ Королёва: а вы бы нам запустили какого-нибудь "жучка" к концу недели...Запустили в октябре 1960 на Марс. Авария, хорошо, что никто не погиб, как 24 октября этого же года. Это из воспоминаний Чертока.
Сейчас коммунисты не у власти, лучше не стало. Тот же уровень желания "управлять процессами" и полная дисквалификация управленцев..
(Исправлено 31.03.2017 13:26, Курочкин Анатолий Михайлович)
Козлов Илья Юрьевич
Директор по ИТ
ООО "Агрохолдинг Энергомера"
2. Да. Если ты понимаешь как оно "устроено изнутри" ты можешь дать оценку трудоемкости работ. И если твоя оценка существенно расходится с оценкой исполнителя от него нужно требовать обоснования его оценки.
3. C# и Andriod. Очень много интересных задач для которых требуются клиент-серверные продукты в которых клиент мобильный.
Никифоров Алексей Владимирович
IT директор
TENNANT Russia ( Теннант Россия)
Ответ на « 1. Обязательно. А как не имея... »
(Исправлено 30.03.2017 17:32, Никифоров Алексей Владимирович)
Коссе Надежда Васильевна
ИТ-директор
Сеть минимаркетов ЁЁ, Бонмарт, Задарма
2) Да помогает. Чаще это даже не лапша на уши, а искреннее заблуждение человека, что таким путем задачу решить нельзя.Тут мой опыт помогает. Лапшу больше встречаю на собеседованиях, когда соискатель видит "тетеньку" в роли ИТ-директора и начинаются сказки.
3) Вспомнить Java, написать что-нибудь полезное для Android. Драйвер хотелось бы какой-нибудь написать.
Бекиш Максим Эрикович
IT Директор
ГК "Улыбка радуги"
2. Помогает адекватно оценивать заявляемые исполнителями сроки и выбираемые методы разработки.
3. Хотел бы написать развлекушки под Android. Даже подступался несколько раз, но времени нет, а хобби уже другие.
Клемин Кирилл Константинович
директор по ИТТС
ООО "Невский синдикат", ГК "Baltic Logistics"
1. Может, но не должен. И что есть "программировать"? запрос t-sql для SQL RS? ПФ в 1С? asm в микроконтроллерах? и на каком уровне?
2. помогает, но при не является исключительным.
3. интересы совсем другие.
1. Может, но не...
Паниди Андрей Иванович
Директор службы ИТ
ЛОТТЕ ОТЕЛЬ МОСКВА
Мои ответы такие:
1. Однозначно. Опыт собственной разработки ПО дает интуитивное понимание работы других систем. Принципы, как правило, одинаковые.
2. Помогает. Если мне говорят: "так сделать нельзя!", то я или понимаю почему, или пристально смотрю в глаза разработчика...
3. Мне уже сложно. А Fortran и Clipper - первая любовь.
Курочкин Анатолий Михайлович
Старший инженер, аналитик.
Научно-производственное объединение
Ответ на « Есть разные ИТ Директора. У одних... »
Андрей Иванович, я с Вами категорически не согласен!
У меня есть старший товарищ, я его стараюсь называть другом, ему летом отметили 90 лет. Он до сих пор работает в одном из именитых институтов, а когда-то стоял у истоков ГЛОНАССа, это мало кто знает, был 1967 год.
Поразительно, но он не утратил свежесть взгляда, моментальную экспертизу. Пока молодые ребята пытаются понять тот или иной математический аппарат, алгоритм он мгоновенно находит оптимальнейший вариант следующего шага.
А фортран и я очень любил ))) Он очень стройный , строгий, по-настоящему компьютерный.
(Исправлено 31.03.2017 12:52, Курочкин Анатолий Михайлович)
3. Мне уже сложно. А Fortran и Clipper - первая любовь.
Клочков Евгений Юрьевич
Начальник отдела развития ИС
ЗАО "КАММИНЗ КАМА"
2. Однозначно помогает при определении трудоемкости работ и проработке архитектуры решений.
3. Распределенные вычисления
Шварцблат Марк Рудольфович
ИТ-директор
КТ "Акведук"
- Должен или не должен - исключительно компаниезависимая вещь.
- Безусловно, если ты непосредственно общаешься с людьми, пишущими код.
- Для души изучаю написание скриптов для игр класса "Grand Strategy".
Знаю многих ИТ-директоров, которые пришли на эти должность не из программистов или сисадминов. Обычно умение программировать - точно не мешает, хотя иногда некие вбитые ранее принципы могут затруднять понимание новых принципов. Во времена самодеятельной автоматизации это было необходимым для ИТ-руководителя. Позже - уже нет.(Исправлено 23.03.2017 17:04, Шварцблат Марк Рудольфович)
...
Корчков Олег Николаевич
Генеральный директор
ООО "Сателлит-Сервис"
1. Основное value - экономия времени при принятии решений.
2. Уважение со стороны тех, кем управляешь.
Уважаемые редакторы сайта, а вот почему у сайта нет голосовалки?
1. Основное value - экономия времени...
Курочкин Анатолий Михайлович
Старший инженер, аналитик.
Научно-производственное объединение
Я, честно говоря, даже испугался: неужели теперь и медики потянутся в ИТ-директора? Ведь в ИТ-отрасли не нужны специальные знания, нужно всего лишь уметь "выстраивать процессы". Так что под наркозом все процессы будут безусловно выстроены.
Коллеги, я поражён!
Большинство считает, что ИТ директор не...
Лиховских Валерий Владимирович
Начальник отдела разработки и сопровождения АСУ
Нижегородский ИВЦ, структурное подразделение ГВЦ, филиала ОАО "РЖД"
2. С исполнителями, помогает больше не снять "лапшу", а опять же принять совместное решение в реализации исполнителем поставленной задачи.
3. Облачные технологии. У каждого есть свое понимание этого, а у меня уже появилось свое (жаль, что здесь смайлики нельзя использовать - широкую улыбку). И не только появилось, но и есть реализация позволяющая реализовать мое понимание облачных технологий. Буквально две строки кода и у вас полная свобода, где размещать ваши сервисы, функции и т.д. При этом стирается грань между вызовами локального и удаленного кода. А интегрировать системы становиться не сложнее, чем писать программу "HelloWorld".