Испорченный телефон

Просмотров: 545
Автор:
Блинов Андрей Вячеславович

Блинов Андрей Вячеславович

Независимый эксперт

Почему руководители с подчиненными разговаривают на разных языках? Отношениям между руководством и подчиненными посвящены многочисленные пособия, методики и учебные курсы. Однако за пределами теоретических выжимок мы все равно на каждом шагу сталкиваемся с проблемами недопонимания между звеньями этой вертикальной цепочки. И чем более бюрократизирована организация, чем больше этих звеньев вовлечено в каждый бизнес-процесс, тем проблем больше.

О хрестоматийных стилях управления — авторитарном, демократическом и попустительском (либеральном) — в учебниках рассказано очень подробно. К сожалению, как и человеческий темперамент, ни один из этих стилей в чистом виде в природе практически не встречается. Зато всё четче можно наблюдать два других стиля или даже, скорее, тренда в менеджменте: панический и прогрессивный. 

Панический стиль как неизбежность

В больших компаниях, эдаких раздувшихся отраслевых «голубых звездах», где SCRUM путают со Scream, а управленцами любят ставить бывших военных, взаимоотношения с подчиненными, корпоративная культура — вещи, которые легко задекларировать в Уставе, но невероятно сложно воплотить в действительности. Для начала — потому, что на уровне центрального офиса это никому не нужно. Центр посылает филиалам некий план по выработке, устанавливает программные комплексы, выдает зарплату и жестко контролирует вообще всё. Руководители на местах фактически становятся ретрансляторами воли «свыше», а у этих руководителей филиалов в подчинении руководители отделов, в свою очередь, находящихся между собой в хаотичных связях и т. д. Где в этом хаосе найти место для корпоративной культуры — вопрос сложный и во многих организациях не поднимающийся. 

Общий язык между руководителем и подчиненным предполагает обмен информацией с обеих сторон, обратную связь, возможность любому сотруднику высказать мнение, получить адекватный отклик на проблему, а иногда и пожаловаться на кого-то или что-то. И — обязательную реакцию на это. В реальности же связь получается односторонняя. 

Пример: сотрудники филиала производственного предприятия не первый год страдают от несовершенной прикладной программы, которая с трудом учитывает изменения в локальных бизнес-процессах. Поскольку ПО спускается централизованно и обслуживается ИТ-службой центра, ни о какой кастомизации не может идти и речи. В результате конечный пользователь этого ПО, жертва бюрократической автоматизации, вынужден тратить в два раза больше времени на свои рутинные действия, а порой и искать обходные пути в нарушение инструкций. Заодно он же становится своеобразной первой, а то и второй линией техподдержки для своих цехов, бригад и пр. Заметьте, речь сейчас идет не об ИТ-отделе, а, скажем, об операторах, менеджерах младшего звена. Айтишники же в самом филиале напрямую с бизнес-процессами не работают, они могут только поменять монитор или настроить Windows. 

И самое главное — нет диалога. Директор филиала получает пассивную обратную связь в виде цифр в отчетах, а откуда и какими трудами такие эти цифры берутся, его заботит меньше всего. Руководитель злосчастного отдела, будучи в курсе всех проблем, склонен также закрывать на них глаза, поскольку и его жалобы так же останутся не услышанными. 

Подобный стиль руководства, характеризующийся нервностью «верхушки» и зачастую нелогичностью решений, немотивированностью проходящих в коллективе процессов, навязанных из центра, частой сменой стратегии — я и называю паническим. Адекватных коммуникаций, попыток выстроить диалог по всей длине цепочки, понять и по достоинству оценить сотрудников -- при сохранении подобной структуры менеджмента — никогда не будет. Иногда ситуация доходит до анекдотичной, когда директор по-дружески пьет с сотрудниками кофе и рассказывает анекдоты, а на следующий день штрафует их за невыполнение плана – провинность, к которой те имеют косвенное отношение. 

Что в данной ситуации может помочь наладить диалог? Только активная позиция руководителя. Хотя бы раз в неделю — «откровенный разговор» о том, какие проблемы существуют у сотрудников: в любом деле есть внутренние нюансы, которые сверху не видны. Поощрения за коллективные или персональные достижения, хотя бы устные — почему-то многие забывают по достоинству оценить старания подчиненных, даже если от них зависит премия руководителя.  Каждое обновление ПО должно сопровождаться подробным разъяснением, для чего это нужно и как применять — часто бывает, что сотрудникам выдаются толстенные описания изменений, а дальше «разбирайтесь сами». 

Этот диалог особенно важен, если сотрудники работают на одном и том же месте по нескольку лет без перспективы повышения — для минимизации производственной депрессии.

Всегда ли новаторство полезно?

Противоположная ситуация складывается в компаниях, где руководитель более свободен в своих действиях и знаком с такими инновационными методологиями, как Scrum и Kanban. Не будем останавливаться на том, в каких случаях они могут не сработать. Заметим только, что диалог, совместная работа, обсуждение проблем и уважение к людям являются естественной составляющей Agile-технологий. И если подходить к ним с традиционным для российского бизнеса формализмом, эффект от них окажется совсем не таким, какой ожидается. 

Более того, очень показательно мнение ИТ-руководителя, вычитанное мной в одном профильном журнале. Он пишет о том, что многие приемы Agile начали применяться в его компании задолго до того, как там вообще узнали о гибких методологиях. О чем это говорит? Неважно, как называются твои приемы и под какую теоретическую базу они подведены. Важно лишь то, насколько тщательно организована в отделе командная работа, насколько «здоровая» обстановка в коллективе. 

Существуют, однако, и более радикальные проявления прогрессивных взглядов руководителя. Вот, например, история, вызвавшая большой общественный резонанс. По крайней мере, об этом написали в нескольких изданиях: основатель компании сообщает о том, что вся внутренняя почтовая переписка отныне будет вестись на английском языке. 

Относиться к этому можно по-разному. Уже сам факт широкого обнародования этого решения можно воспринимать как обычный пиар. В Facebook появились даже пародийные посты на эту тему. Но мы говорим об отношениях внутри коллектива, и с этой точки зрения возникают два вопроса. Первый: не чересчур ли завышенные амбиции для сети пиццерий? И второй: неужели, с точки зрения руководителя, передавать свои мысли коллегам на английском — эффективнее? 

Предлагаю поговорить о том, как преодолеть барьеры в общении между руководителем и подчиненными в условиях панического и прогрессивного менеджмента. Как преодолеть традицию диалога в форме «испорченного телефона», который работает только в одну сторону? Какие способы повышения самооценки и эффективности работы сотрудников используете вы? И в каких случаях, по-вашему, применимы радикальные меры? 

 

Комментарии (15)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь
    Рейтинг3510

    Главный инженер

    Госучреждение Москвы

    22.03.2017 13:05
    Мне не очень нравится такая категорийность: панический и прогрессивный менеджмент., наверное, страшную вещь - я не верю в методики. У них есть своя роль - подготовить общие понятия для обсуждения, ввести общие термины, сделать так, чтоб японец понимал русского, китаец - немца. Но никакого отношения к качеству производства, к производительности они не имеют. Повторюсь: ни одна из методик!
    Важнее другое: компетентность и вовлечённость руководителя. В этом и проблема и удача. С.П.Королёв смог добиться таких успехов только своим вовлечением, компетентностью и созданием атмосферы доверия.
    Некомпетентный руководитель в течении месяца погубит самые смелые и современные методологии управления. Вы прекрасно знаете, как эта некомпетентность адсорбирует в себя другие сопутствующие грехи и ошибки. Как она быстро разрастается до чудовищного слоя ничего не понимающих менеджеров среднего звена, как она создаёт полное отсутствие реальности в управлении.
    Год занимаюсь консультированием одно очень большой федеральной фирмы (типа, Российские дорожные дороги). Братцы, это катастрофа! Провал, в котором находится компетентность нижнего звена чудовищен! Среднее звено, допускаю, что по причине полного недоверия к знаниям нижнего, состоит из родственников и доверенных лиц. Верхнее звено управления настолько в стороне от реального положения, что разговаривает на тему каких-то своих проблем. Ничем подобная система управления не напоминает пирамиду. Я не могу даже сказать, что она напоминает.
    Позволю себе высказать такую мысль.
    Все лица, принимающие решения, делятся на начальников, организаторов и боссов.
    "Боссы" приходят по блату. Их задача - не мешать своему патрону.
    "Начальники" не слушают и не слышат никого. Было время их называли "харизматичными". Ему всё равно чем и кем управлять. Сказал катить, значить кати. Они возникают в любой отрасли, в любом направлении, даже в медицине и науке. В госуправлении других просто нет.
    "Организаторы" - это редкий и забытый тип управленца. Они умеют, но пока они набирали опыт, их более ловкие товарищи закончили MBA и стали "боссами".
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг73290

    ИТ-директор

    КТ "Акведук"

    22.03.2017 14:20

    Ответ на « Мне не очень нравится такая категорийность:... »

    Практически, революционная ситуация, только инвертированная. Верхи - не хотят, а низы не могут. :)
    1
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1790

    Заместитель начальника управления по информационым технологиям

    ПАО КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ

    24.03.2017 15:40
    Почему руководители с подчиненными разговаривают на разных языках?

    Потому, что сферы их деятельности и картины мира разные. Отсюда, естественно разные терминологии и язык. Грамотный, толковый и опытный руководитель понимает это и сможет навести мосты от своих облаков к исполнителям, выполнить трансляцию. Без этого, получаются описанные Вами ситуации.
    Тут дело не просто в испорченном телефоне, а в том, существует ли налаженный процесс перевода с одного языка на другой или нет. Причин его отсутствия может быть много.

    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг73290

    ИТ-директор

    КТ "Акведук"

    Вчера в 10:51

    Ответ на « Почему руководители с подчиненными разговаривают на... »

    Руководитель, как "устройство сопряжения" между целями организации и возможностями исполнителей.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1790

    Заместитель начальника управления по информационым технологиям

    ПАО КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ

    Вчера в 11:47

    Ответ на « Руководитель, как "устройство сопряжения" между целями... »

    Точно сказано! По такой модели можно определять на каком участке испортился телефон.
    Среда (организация) - Субъект - Цели - Схема управления (язык) - Интерпретатор (руководитель) - Исполнитель - Возможности - Результат - Среда (организация)
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг71390

    Начальник управления информационных технологий

    АО МПО им.И .Румянцева

    24.03.2017 16:21
    Странно, на самом деле , другое. Все руководители - это бывшие подчиненные. За редчайшим исключением. И что с ними происходит, когда они становятся руководителями? Более того, оставаясь руководителями , они продолжают быть у кого-то подчиненными ( за исключением владельца бизнеса или президента страны). Так что происходит-то в мозгах? Почему язык разным становится? Хочу только отметить, что это не всегда и не во всех случаях.Если и нормальные начальники :)

    Все зависит от конкретного человека. Не всем удается медные трубы преодолеть. Многих подкашивает быстрый переход от минтая к осетрине :). И забываются заповеди, озвученные, к примеру, незабвенным В.С. Высоцким .Как-то ; "...Вы матросские робы, кровавые ваши мозоли Не забудьте ребята когда-то надев кителя..." (с). Или "...оставайтесь ,ребята людьми, становясь моряками. становясь капитаном , храните матроса в себе.." (с).

    Имхо, это все за пределами науки , философии, педагогики и органолептики. Это все чисто "семья и школа". Третьего не дано.

    P.S. Родившегося говнюком не перевоспитаешь коньяком.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1790

    Заместитель начальника управления по информационым технологиям

    ПАО КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ

    24.03.2017 19:25

    Ответ на « Странно, на самом деле , другое.... »

    Язык, мышление руководителя обязан быть другим. Если, к примеру, исполнитель мыслит более конкретно и предметно, то руководитель должен уже более образно, на уровне планирования ресурсов, целей и результатов.
    Когда хорошего работника, скажем токаря, назначают начальником цеха, в котором десятки других работников, то должна произойти масштабная перестройка сферы деятельности, мышления. Хорошо, если работник раньше активно участвавал в процессах цеха, если ему было чему поучиться у бывшего идеального начальника. Тогда у него есть шанс стать таким же хорошим руководителем. Работник уже был в процессах более высокого порядка, чем требуется на его рабочем месте, он видел что такое - хорошое руководство. Он готов и способен.
    Но часто все происходит по другому сценарию. Практика продвижения хороших исполнителей в руководители в принципе рискованная. И здесь, действительно, все зависит от «семьи и школы» и системы ценностей.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг73290

    ИТ-директор

    КТ "Акведук"

    Вчера в 10:55

    Ответ на « Язык, мышление руководителя обязан быть другим.... »

    И получается «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности» (принцип Питера).
    1
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг73290

    ИТ-директор

    КТ "Акведук"

    Вчера в 10:53

    Ответ на « Странно, на самом деле , другое.... »

    "Перевоспитание" проваливается, когда рыба благополучно "сгнила с головы" или (как у нас часто бывает) управляющие воздействия умирают в хребте "вертикали власти". А так - "добрым словом и пистолетом" можно добиться многого. :)
    1
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг71390

    Начальник управления информационных технологий

    АО МПО им.И .Румянцева

    Вчера в 11:36

    Ответ на « "Перевоспитание" проваливается, когда рыба благополучно "сгнила... »

    Больше, чем просто добрым словом :) в любом случае.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1930

    Начальник управления информационных технологий

    ООО "Управляющая компания холдинга "Белорусская кожевенно-обувная компания "Марко"

    27.03.2017 13:39
    Согласен с Ильгизаром Мангазиевичем. Как только специалист вырастает в руководителя у него обязано поменяться мировоззрение и мыслить он уже должен категориями более обобщенными, нежели "токарь". Хороший руководитель обязан видеть гораздо дальше развитие своего направления, нежели исполнитель. Меняется виденье - меняются критерии, подход и целеполагание - меняется язык общения.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг73290

    ИТ-директор

    КТ "Акведук"

    Вчера в 10:59

    Ответ на « Согласен с Ильгизаром Мангазиевичем. Как только... »

    Раньше были различные структуры по подготовке и переподготовке управленческих кадров (чаще всего под крылом КПСС). Теперь эту роль выполняют различные курсы и тот же MBA.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1930

    Начальник управления информационных технологий

    ООО "Управляющая компания холдинга "Белорусская кожевенно-обувная компания "Марко"

    Вчера в 11:03
    Но смысл остался прежним. С помошью ли курсов, или МВА, или революционно, или эволюционно - но специалист "вырастает" в руководителя и у него ДОЛЖНО поменяться мировоззрение. И он ОБЯЗАН видеть дальше своего "носа" (станка у токаря). И чтобы это мировоззрение донести в частностях по специалистов и язык должен поменяться

    (Исправлено 28.03.2017 11:07, Шняк Александр Владимирович)

    1
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг73290

    ИТ-директор

    КТ "Акведук"

    Вчера в 11:13

    Ответ на « Но смысл остался прежним. С помошью... »

    Ну да. Язык - производная от мировоззрения.
    1
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1790

    Заместитель начальника управления по информационым технологиям

    ПАО КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ

    Вчера в 16:22

    Ответ на « Но смысл остался прежним. С помошью... »

    Да, Александр Владимирович, становясь руководителем, специалист входит в пространство новых объектов, норм, правил, целей, результатов, инструментов и методов их достижения.
    Например, владелец бизнеса размышляет на языке дивидендов и спускает план, ниже появляются ресурсы, финансы, закупки, продажи, объемы,... и наконец план выпуска деталей нашему токарю. И все это разные языки. А чтобы коммуникация между разными слоями иерархии управления была успешной, необходимо, чтобы эти языковые пространства частично перекрывались и работал процесс перевода.
    0

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.