Open source, как жить дальше?

Просмотров: 977
Автор:
Притула Павел Николаевич

Притула Павел Николаевич

Независимый эксперт — Независимый эксперт

Наверное, за три года отзвучали уже все шутки про роль СПО в «импортозамещении». Многим оказалось сложно принять логику замещения одного импорта другим, когда вместо проприетарного ставят свободное ПО, разработанное такими же американцами, немцами, индийцами и другими. Назвали бы «вендорозамещением», было бы точнее. Но главное, что внимания к СПО стало больше, а это всегда хорошо для развития конкурентного рынка.

Для многих заказчиков главный вопрос заключается не в происхождении софта (узок круг тех, кто вынужден сменить вендора), а в соответствии задачам и требованиям, в стоимости и сроках внедрения и поддержки. И чтобы пользователи не бунтовали, конечно. А бунтовать будут, скорее всего. Это видно, когда ковыряешь интерфейс какой-нибудь открытой CRM и не можешь ответить себе на вопрос, какой логикой руководствовался разработчик, и за что техподдержка требует свои совершенно конкретные доллары каждый месяц. 

Беседуя с ИТ-директорами, я довольно часто спрашиваю, как у них обстоят дела с СПО — внедряется ли, работает ли, какой результат. Сейчас чаще стали отвечать, что в последние годы положение в этой сфере несколько улучшилось, то есть ПО стало качественнее. Если раньше его в основном писали «программисты для программистов» на основе своего извращенного представления о нуждах пользователей, то сейчас чаще видно, что к разработке подключаются люди, понимающие в бизнесе, а иногда и специалисты по UI/UX. Поэтому какие-то отдельные решения, вспомогательные системы стали делать на open source. 

Но обещанный еще лет 10 назад «вендекапец» не спешит приходить. Почему? Да потому что большинство компаний не переводит на СПО ни ключевые промышленные системы, ни пользователей. У них или не отработали свое инвестиции в существующие системы, или нет уверенности, что свободные система и СУБД выдержат реальные нагрузки, или нет специалистов нужной квалификации, или какая-то иная причина. CIO говорят: «Смотришь презентацию интегратора — все прекрасно, а попросишь сделать референс-визит в компанию с аналогичными нашим условиями — «мы такого пока не внедряли», — значит, и мы спешить не будем». 

В качестве примеров перехода бизнеса на СПО нам показывают компании FIAT Group, Hyundai Motor Company, BMW, Volvo, Toyota, Union Bank of California, Virgin America, Statoil ASA, CERN, Нью-Йоркскую и Лондонскую фондовые биржи. Это внушительный список даже без указания конкретных систем (оставим в стороне этот вопрос для экономии букв), но ведь большинство из них — уникальные предприятия, которым нужны уникальные решения, глубоко кастомизированные и заказные разработки. Поэтому естественно, что в ряде случаев выбор подрядчиков пал на ПО с открытым кодом (заказчику-то все равно, какая идеология заложена, у него совсем другие требования к ИТ-системам). 

Помните, в фильме «О чем говорят мужчины» был эпизод, когда герой в отчаянии пристал к немецким солдатам с вопросом: «Немцы, как жить дальше?!». Настоящие немцы нам ответили уже несколько лет назад, переведя свой МИД с open source обратно на Windows — эксперимент не удался. Пользователи нашли столько ошибок и так нагрузили ИТ-службу жалобами (в основном на несовместимость с проприетарными форматами документов) и вопросами «а это как работает», что оказалось проще и дешевле закупить у Microsoft лицензии на все министерство, чем нанять специалистов по багфиксингу и поддержке. 

Для соблюдения исторической правды добавим, что в Германии на СПО перешел муниципалитет Мюнхена в 2013 году, но это была лайт-версия перехода, потому что замене подлежали только ОС Windows NT (представляете, как бедные клерки мучились?) на Kubuntu и MS Office на OpenOffice.org. И длился проект от старта до финиша 10 лет. Можно сказать, что накоплен богатый опыт, которым не спешат воспользоваться другие муниципалитеты. В других же примерах внедрений мы видим, в основном, замену серверных ОС и какие-то точечные решения, типа клиентских терминалов, как на почте Германии. 

Но мы же так гордимся, что в России сохранилась мощная математическая школа, благодаря которой вузы выпускают отличных программистов. Тогда что уже столько лет мешает утереть нос немцам и довести до ума решения, которые позволят перевести бизнес на СПО, а за ним и госсектор, и систему образования (а то все только обещают)? Или, может быть, вы уже локально решили этот вопрос для себя и своей компании?

Комментарии (10)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь
    Рейтинг4350

    Главный инженер

    Госучреждение Москвы

    12.04.2017 20:45
    Ох-хохо!
    Уверен, что использование СПО - негосударственное решение. Времянка.

    (Исправлено 13.04.2017 17:52, Курочкин Анатолий Михайлович)

    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг110

    Заместитель директора по ИТ

    ООО «Айкрафт оптикал Нью-Йорк»

    13.04.2017 10:58
    Коллеги, добрый день.
    Я пришел в начале 2012 года, под приглашение руководства на планирование и внедрение СПО. Через 1,5 года работы мы выполнили 90% перевода сотрудников на Ubuntu 12.04. С середины 2016 плавно переходим на 16.04 и все новые рабочие места работают на Ubuntu, кроме бухгалтерии и отдела маркетинга и рекламы с их графическими редакторами.
    Результат на текущий день:
    1. 90% из 100 сотрудников офиса на Ubuntu
    2. 100% из 120 собственных магазинов на Ubuntu
    3. только 4 из 25 серверов на Windows server
    4. 360 франшиз сами решают вопрос с ОС, но мы поддерживаем у них только Ubuntu
    Работа Ubuntu далека от идеала, но мы перестроили свои бизнес процессы под нее и не жалеем.
    П.С. Ubuntu работает в домене под управлением Windows server с AD авторизацией.

    (Исправлено 13.04.2017 11:00, Ануров Юрий Алексеевич)

    2
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг4350

    Главный инженер

    Госучреждение Москвы

    13.04.2017 16:00

    Ответ на « Коллеги, добрый день. Я пришел... »

    Хороший результат. Интересно!
    Но хочу заметить, Юрий Алексеевич, что внедрение касается (по Вашим словам) только операционной системы. А это половина дела, но не вся. Полагаю, что вы перешли на СПО по экономическим причинам, что очень важно, но не везде является определяющим.
    И Вы же пишете:
    все новые рабочие места работают на Ubuntu, кроме бухгалтерии и отдела маркетинга и рекламы с их графическими редакторами.
    1
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг110

    Заместитель директора по ИТ

    ООО «Айкрафт оптикал Нью-Йорк»

    13.04.2017 16:15

    Ответ на « Хороший результат. Интересно! Но хочу заметить, Юрий... »

    Немного лирики: в комерческих учреждениях финансовый вопрос всегда на первом месте, бизнес, в отличие от гос чиновников, умеет считать и экономить.
    Переход был обусловлен еще и удобством, масштабируемостью и гибкостью в обслуживании. Задачи, решаемые на этой ОС вполне ей под силу и не требуется делать все на одном месте, как писал Смирнов Михаил.
    Сервер нашей торговой системы тоже работает на Linux Ubuntu, но БД платная, не спорю. Также невозможно найти 100% замену графическим приложениям в рекламе, но бухгалтерия сидит на windows исключительно из-за невозможности работать безглючно с банк-клиентами, налоговой (особенно крипто-про и ЭЦП) и даже 1С.
    1
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг4350

    Главный инженер

    Госучреждение Москвы

    13.04.2017 17:51

    Ответ на « Немного лирики: в комерческих учреждениях финансовый... »

    Вы безусловно правы.
    В гоструктурах тоже считать умеют, но там другое целеполагание, другие масштабы, другие требования.
    В коммерческих, на мой взгляд, а я много лет работал в коммерческих структурах, не всегда верно оцениваются комплексные риски. Простейший пример: в госструктурах никогда не будут менять кадры под новую операционную систему, в коммерческих - запросто.
    Но именно именно в пользовательских системах и лежит проблема того, что я назвал "негосударственным подходом".
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг110

    Заместитель директора по ИТ

    ООО «Айкрафт оптикал Нью-Йорк»

    14.04.2017 09:55

    Ответ на « Вы безусловно правы. В гоструктурах тоже... »

    Анатолий Михайлович.
    Давайте признаемся честно: ОЧЕНЬ много в гос учреждениях сотрудников просиживают свое место или отсиживаются. Бабулька не будет учиться чему-то новому. Чья-то дочь должна сидеть на этой должности, потому что ее папа важная персона, а не поточу что она располагает знаниями. Она не захочет пересаживаться на Linux и ее никак не заставить. Я могу очень много привести примеров из опыта моих родных и друзей.
    Из, возможно, положительного результата внедрения СПО - городские поликлиники, где функционала Linux - за глаза.
    В комерческих организациях все проще - руководство дало указание перейти на Linux с Libre Office, если что-то не устраивает или не хочешь переучиваться - незаменимых людей нет.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг4350

    Главный инженер

    Госучреждение Москвы

    14.04.2017 10:55

    Ответ на « Анатолий Михайлович. Давайте признаемся честно: ОЧЕНЬ много... »

    Я описываю это так:
    Простейший пример: в госструктурах никогда не будут менять кадры под новую операционную систему, в коммерческих - запросто.
    А в остальном...
    У Вас, поверьте, немного предвзятый взгляд на госструктуры. Кроме того, люди часто смешивают госструктуры с бюджетной сферой и муниципальными организациями. Например, Вы упоминаете больницы - они не имеют никакого отношения к госструктурам, это чаще всего бюджетные организации с муниципальным или региональным учредителем.
    "Бабульку" я пожалуй комментировать не буду, судя по Вашему подходу, я - дедулька. Просто отвечу в пику определению "бабульки": девочка с красивыми ножками не сможет легко работать с кривой и хромой системой 44ФЗ - там нужен тупой, дремучий опыт, базирующийся на усидчивости.
    Но с удовольствием поспорю о коммерческих структурах. Скорее всего, Вам повезло - у Вас продвинутый и современный руководитель или владелец бизнеса. Я работал во множестве коммерческих структур: банки, туроператоры, торговля, производство алкоголя и колбасы, разработка софта и агоробизнес. Везде на 99 процентов я был айтишником. Убогий руководитель бизнеса, особенно сидящий на бюджетных ресурсах, особенно кормящийся от депутатов различных рангов создаёт совершенно невыносимые условия для работников. Особенно характерны банки - они находятся под жёстким прессингом владельцев и Центрального Банка, такого варианта, что "руководство даёт указание перейти на Linux" там быть не может в принципе.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг470

    Директор по ИТ

    ООО "ЭКО"

    13.04.2017 12:00
    Считаю, что если в организации реализован процессный подход, сотрудники владеют какой-то четкой частью процесса - то все равно, на каком ПО он работает, если может выполнить прописанный функционал. Вопрос наличия ПО и воли руководства в некотором изменении существующего процесса под особенности ПО. Однако в РФ в основном "творческий" подход, все отвечают за всё, и если ты не можешь сделать всё на своём месте - значит нас это не устраивает.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг290

    Начальник отдела автоматизации

    АО "Сибнефтемаш"

    14.04.2017 07:16
    Вопрос выбора религии...

    Ради своей религии(веры) и средства найдутся...
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг71850

    Начальник управления информационных технологий

    АО МПО им.И .Румянцева

    14.04.2017 13:19
    Тогда что уже столько лет мешает утереть нос немцам и довести до ума решения, которые позволят перевести бизнес на СПО,

    Насчет своих умных программистов соглашусь, хотя, на самом деле, их не так и много. Ответ на поставленный волпрос очень прост - тоже вопрос, и не один.
    А что мешает "утереть нос немцам ( да всем бусурманам) " и создать свой автомобиль, телевизор, планшет и т.п. Фен и кофеварку. Далее - везде. Руки есть, головы тоже. Почему можем размахивать танком Армата, но не можем размахивать ладой калиной и прочими недомашинами ? Или в том танке движок "с душком", от БМВ ? :) Как в "российском" самолете SSJ. Это все вопросы из одной плоскости.

    На вендоров посадили уже давно и крепко. И если на СПО хорошо делать некие уникальные заказухи под биржи, то на вендо-ПО хорошо делать все остальное. Где не надо почти ничего кастомизировать. У них, конечно. У нас и SAP, и даже 1С умудряются переписывать до неузнаваемости под себя любимого.

    И за тот, и за другой путь есть много и за, и против. Я согласен с тем, что тут "каждый выбирает для себя".
    1

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.