Максим Репин: «Технологии, инновации должны быть невидимы для пользователя, просты и естественны»

Просмотров: 3243
Автор:
Репин Максим

Репин Максим

руководитель подразделения Cisco по продвижению технологий для совместной работы в России — Cisco

В скором времени звонок перестанет быть просто телефонией. Он будет подразумевать, что люди слышат, видят друг друга и в идеале могут обмениваться каким-либо контентом. Видео займет достойную нишу и станет частью всех коммуникаций, прежде всего, внутри корпоративной сети. При организации удаленной и мобильной работы видео неоценимо — оно позволяет сделать аудиторию более вовлеченной и, как следствие, достичь лучших результатов. О развитии систем видеосотрудничества, облачных технологий, корпоративных мобильных решений рассказывает Максим Репин, руководитель подразделения Cisco по продвижению технологий для совместной работы в России.

Несмотря на стремительное развитие облачных технологий, корпоративных мобильных решений, систем видеосотрудничества, по-прежнему пользуется спросом традиционная IP-телефония. Она до сих пор остается фундаментальным компонентом бизнес-коммуникаций и зачастую определяющим фактором при выборе поставщика систем унифицированных коммуникаций. С чем это связано, и сможет ли видеосвязь со временем вытеснить прочие инструменты для совместной работы?

Да, текущая ситуация на рынке, российском в том числе, действительно, такова. Как показывает статистика продаж, больше половины наших доходов в части решений для совместной работы составляют именно технологии унифицированных коммуникаций или, как обозначено в вопросе, традиционная телефония, хотя в нашем случае это больше, чем просто телефония. Это фундамент коммуникаций, и наша современная архитектура позволяет на этом фундаменте, без замены и серьезной модернизации, предоставить полный набор сервисов. Контроль статуса присутствия, обмен мгновенными сообщениями, видеокоммуникация — это не отдельные решения, а базовая функциональность традиционной IP-телефонии от Cisco. 

Что касается видео, оно станет неотъемлемым и естественным сервисом. Произойдет трансформация самого понятия «звонок». Он перестанет быть просто телефонией. «Звонок» будет подразумевать, что люди слышат, видят друг друга и в идеале могут обмениваться каким-либо контентом, к примеру, обсуждать кредитные договоры, вести дискуссию, вместе решать проблемы при подключении к онлайн-сервисам банка. То есть нас ожидает не замещение, а, скорее, расширение понятия «звонка» и возможностей сотрудничества. Я не думаю, что речь идет о «каннибализме», при котором видео вытеснит все остальное. Скорее видео займет достойную нишу и станет частью всех коммуникаций, прежде всего,  внутри корпоративной сети. 

Удаленная работа позволяет компаниям экономить на командировках, электроэнергии, сокращать расходы на аренду офисов, закупку оргтехники и т.д. Какие преимущества технологии для совместной работы предоставляют сотрудникам и как компенсируют возможное явление социальной изоляции?

Я хотел бы подтвердить, хотя это и не нуждается в подтверждении, что удаленная работа — это индустриальный тренд. Мы наблюдаем этот тренд в России; он однозначно лидирует на Западе. Например, недавняя аналитика от Frost&Sullivan предсказывает, что к 2020 году более 90% всех организаций будут предлагать мобильный либо удаленный режим работы своим сотрудникам. По прогнозам Gartner, к 2018 году 50% рабочих вопросов будут решаться с помощью мобильных приложений для совместной работы.

Вы перечислили преимущества, которые получает сама компания. Безусловно, это очень серьезная экономия. Хочу отметить, что для того чтобы эти технологии работали эффективно, остается лишь адаптировать так называемые процедурные вопросы, политики и правила, в соответствии с которыми работают сотрудники.

Конечно, живое общение очень важно, особенно для первой встречи. И в нашей компании сформировалась такая практика. Подготовка к встрече, согласование ключевых моментов  могут проходить в режиме онлайн но, первая встреча, как правило, происходит лично. Мы знакомимся, здороваемся за руку, смотрим глаза в глаза, а дальше, уже после такой установочной встречи, мы проводим последующие совещания, обсуждение рабочих и технических моментов в режиме онлайн. Это дает возможность подобрать наиболее удобное время для всех участников, пригласить экспертов, которые работают в других городах или странах, в других временных зонах. Мы экономим время и средства, которые могли бы потратить на дорогу, и это, прежде всего, удобство для сотрудников. Мы не стоим в пробках, мы не ждем в аэропорту, мы можем гораздо эффективнее планировать свое расписание, в том числе находить время для своей личной жизни. 

И еще один момент. Он не напрямую отвечает на вопрос, но в то же время иллюстрирует очень серьезное преимущество использования именно видео для мобильных коммуникаций, для удаленной работы. Не знаю, обращали ли вы внимание на ситуацию, которая, как правило, возникает в ходе массовых онлайн-мероприятий, вебинаров. Буквально через три-пять минут после старта трансляции люди начинают читать свои сообщения, письма, и уже через 15-20 минут многие выключаются из процесса обсуждения, из дискуссии. Однако если в подобном совещании используется видео, то все участники совещания могут следить за реакцией своих удаленных собеседников, а, значит, вероятность того, что кто-то из участников совещания, ну, скажем так, отстранится и уединится со своими текущими задачами, гораздо ниже. Использование видео для удаленной и мобильной работы — это очень серьезное подспорье, которое позволяет организовать аудиторию, сделать всех более вовлеченными и, как следствие, достичь лучших результатов. 

На мой взгляд, и мои коллеги это подтверждают, возможность гибкого графика, мобильности, свободного планирования своей деятельности — это очень значимое преимущество и при выборе места работы. Если работодатель предлагает свободный график или позволяет несколько дней в неделю работать из дома, то, как показывает и российский, и западный опыт, это позволяет найти компромисс, например, в зарплате. Сотрудники готовы жертвовать частью компенсационного плана для того, чтобы работать из дома. Это решающий фактор, например, для специалистов, которые живут далеко от своего офиса, или для женщин с детьми. Это хорошая и, я бы сказал, «человеколюбивая» технология. 

Что в устройствах для совместной работы будет востребовано пользователями будущего? Простота эксплуатации? Безопасность? Независимость сервиса от платформы или устройства? В каких решениях Cisco отражена эволюция решений в области совместной работы и видеокоммуникаций?

Если мы делаем фокус на том, что востребовано пользователями, то для меня ответ очевиден. Основное, что интересует пользователя — это простота, удобство и, не знаю, насколько вы готовы в это поверить, удовольствие от работы. В идеале технологии, инновации должны быть невидимы для пользователя, просты и естественны. Независимость от платформы может быть неким синоним удобства, но даже это вопрос второго порядка. Пользователю нужны красивые, удобные и функциональные вещи. 

Безусловно, эти решения, в частности, если мы говорим о корпоративной сети, должны быть защищены. Конечно же, они должны быть совместимы с ИТ-ландшафтом компании. Но! Это не задача, не фокус пользователя. То, что предлагает сегодня Cisco, с точки зрения пользователя, не нуждается даже в тренингах. Наши тренинги, то есть информация, которую мы хотим донести до пользователя, сводится к набору нескольких полуминутных роликов. Управление сервисом происходит интуитивно. Мы лишь обращаем внимание пользователей на ту или иную заложенную функцию, не более того. Все остальное происходит автоматически.

Известно, что реорганизация собственных офисов позволила компании Cisco значительно оптимизировать ресурсы, сократив площадь, выделяемую на каждого сотрудника, капитальные затраты на мебель, кабель и ИТ-инфраструктуру, расходы на электроэнергию. Какие решения используют сотрудники Cisco чаще всего и почему?

Для начала поговорим о финансовых и бизнес-преимуществах. Благодаря внедрению технологий для удаленной работы за последние несколько лет в компании на 57% были сокращены затраты на командировки, на 35% — затраты на офисные помещения, на 16% — циклы разработки и производства продуктов. Наш основной инструментарий: WebEx, Jabber в качестве корпоративного мессенджера на момент сбора статистики, системы ВКС. 

Сейчас я активный пользователь Cisco Spark. Я обратил внимание, что мои западные коллеги практически перестали писать письма внутри компании. Остаются какие-то информационные рассылки, но обсуждение проектов ведется в Spark. Под каждый проект, под каждую задачу формируется команда, к примеру, Cisco Collaboration. Для каждой команды создается виртуальная комната в Spark, консолидируя в себе весь контент, обмен мнениями, презентации, ссылки на документы. Для демонстрации ИТ-руководителям наших заказчиков я активно использую и внутренний ресурс, доступный всем сотрудникам Cisco, который называется MyCollab. Этот портал позволяет посмотреть каждому сотруднику на те сервисы, которыми он пользуется: совещания в персональной виртуальной переговорной комнате, видеозвонки, голосовые звонки, обмен мгновенными сообщениями. Отображается статистика в среднем по Cisco и по каждому отдельному сотруднику. Наблюдая за этой статистикой, ИТ-руководитель или сотрудник может сделать определенные выводы. К примеру, он не использует технологию, востребованную его коллегами: возможно, стоит обратить на нее внимание. Основной сервис, который используется для конференций — это WebEx, причем и как видеоконференция, и как видео «точка-точка». Spark становится все более востребованным за последний год. Он замещает собой электронную почту, заменяет корпоративный мессенджер Jabber. 

Популярность облачных решений растет. Cisco уже более девяти лет развивает облачную платформу WebEx: сегодня в конференциях на ее основе участвуют более 70 млн. пользователей. Чего удалось достичь за это время? С какими трудностями приходилось сталкиваться?

В мае 2015 года WebEx радикально поменялся. Был полностью переработан его интерфейс вследствие тех трендов, о которых я говорил. На сегодня это простой, очень лаконичный, интуитивно понятный интерфейс. Современный, в скандинавском минималистичном дизайне. Помимо того, что он стал актуальным с точки зрения дизайна, мы радикально ускорили процедуру подключения к совещаниям. Вместо 20 и более секунд сегодня это занимает не более 5 секунд. К совещанию WebEx можно подключиться непосредственно из браузера без загрузки каких-либо плагинов. Появилось понятие «персональная виртуальная комната» – Collaboration Meeting Room, причем при оформлении этой переговорной комнаты предоставляется функция кастомизации.
Основной претензией к WebEx был не всегда понятный, несколько «олдскульный» интерфейс. Сейчас мы успешно решили эту проблему, и в марте этого года нас ожидает очередное обновление. WebEx будет интегрирован в интерфейс Spark, а, значит, из интерфейса Spark можно будет подключаться к совещаниям WebEx. 

Возможности человека, использующего решения для совместной работы, расширяются: он может эффективно взаимодействовать с коллегами из любой точки земного шара, заниматься самообразованием, демонстрировать свои способности неограниченной аудитории. Технологии предоставляют такие возможности большинству, а, следовательно, растет конкуренция. Можно ли утверждать, что, создавая новые продукты для взаимодействия, ИТ-компании тем самым способствуют росту профессионализма и интеллектуального уровня людей?

Безусловно! И тому подтверждение — внушительная аналитика, да и просто жизненный опыт. С одной стороны, технологии для совместной работы радикально изменили ситуацию с образованием. Удаленно мы можем подключиться к лектору, который находится по другую сторону океана. Или, скажем, люди из отдаленных населенных пунктов, а для нашей страны это особенно важно, могут иметь онлайн-доступ к лучшим преподавателям России и мира. С другой стороны, готовые специалисты могут претендовать на работу не только в своем городе. Они могут откликаться на вакансии в компаниях, которые расположены в других городах и странах. Наконец, сами компании получают возможность привлекать таланты, не ограничиваясь своим городом и не тратясь на переезд сотрудников к месту работы. 
Согласно аналитике (PGi 2015), 35% контента и инноваций в ближайшие годы будет создаваться в сотрудничестве за пределами организации. Это будет совместная разработка компании и ее партнеров по бизнесу или плоды работы динамичных коллективов, которые формируются для решения какой-либо задачи и могут состоять из фрилансеров или сотрудников различных компаний. Скажем так, это базис инноваций. Это и есть ключевая технология на сегодняшний день. 

Комментарии (1)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь
    Рейтинг4810

    Старший-инженер

    Научно-производственное объединение

    16.05.2017 22:05
    Я абсолютный сторонник удалённого труда.
    Есть одно но: наши работодатели никогда не спрашивают таких работников: а чем тебе наша компания может помочь? Лицензией? Крутым компьютером? Чем?
    А ведь были времена в 90-х, когда ценили твои знания и компания могла дать крутому перцу крутой компьютер - работай дома!
    0

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.