Уберизация мобильной связи: зачем и для кого?

Просмотров: 1522
Автор:
Блинов Андрей Вячеславович

Блинов Андрей Вячеславович

Независимый эксперт

На рынке мобильной связи стремительно появляются новые игроки — виртуальные операторы мобильной связи (MVNO — «с англ. mobile virtual network operator — виртуальный оператор связи, который оказывает услуги под своей торговой маркой, но не имеет собственной технической базы»). Уже создали свои MVNO «Ростелеком» и «ЭР-Телеком» — на инфраструктуре Tele2. Социальная сеть «ВКонтакте» официально запустила проект VK Mobile на мобильной инфраструктуре «МегаФона». Анонсировали запуск MVNO Сбербанк и Тинькофф Банк. Изменится ли что-нибудь, если в России будет не четыре оператора, а десять? Кому и зачем понадобились дополнительные игроки на рынке мобильной связи?

На фронте сотовой связи

Известно, что уже года два рынок мобильной связи стагнирует, ARPU традиционных операторов (по их собственному утверждению) не растет, равно как и количество абонентов, которые и так имеют на руках в среднем более 2 SIM-карт. На рынке происходит беспрецедентная ситуация: лидерство операторов по абонентской базе, которое на протяжении добрых двух десятков лет было основой их конкурентной борьбы, перестало иметь какой-либо практический смысл. Стало понятно, что качели в плюс-минус 0,5% базы происходят хронически (спасибо за это MNP), демпинговать становится опасно, так что коренным образом изменить существующий расклад сможет только какой-нибудь грандиозный форс-мажор. Гораздо важнее стала конкуренция сервисами и ресурсами. 

При этом сервисов у мобильных операторов хоть и много, но они все-таки ограничены. Это, допустим, финансовые услуги (брендированные банковские карты и платежные сервисы), аутсорсинг, облачные сервисы, «Умный дом», MDM и геолокация — всё, что в той или иной мере касается телекома. Эти услуги достаточно быстро внедряются, но практически все плохо продаются, в частности, из-за консервативности клиентов. 

А вот спрос на ресурсы, которыми обладают операторы мобильной связи, востребованы куда более глобально и по-серьезному. В первую очередь, это сведения (пока что, к счастью, деперсонализированные) об абонентах: пол, возраст, социальный статус, предпочтения и пр., — которые обозначаются общим термином Big Data и успешно продаются рекламодателям. Но не менее важна и база «живых душ», с которыми тоже можно что-то поделать. И вот здесь мы вплотную подходим к MVNO. 

Смотр новобранцев

MVNO в истории российского телекома — история далеко не новая. Известны как минимум два прошедшие друг за другом всплеска активности в этой области — но это были, скорее, выстрелы наудачу, не имеющие долгосрочных амбиций. Никто ведь не воспринимал всерьез SIM-карты от торговых сетей «АШАН» (А-Мобайл) или «Карусель» (Аллё)? Зная рыночную ситуацию, можно предположить, что нынешний интерес к MVNO возник не стихийно: именно операторы сами инициировали это движение и дали понять потенциальным партнерам, что согласны на такой расклад. 

Сегодня в очереди за договорами MVNO стоят более масштабные, чем ранее, структуры, которые можно разделить на две группы — не только по сфере их деятельности, но и по целям внедрения у себя услуг мобильной связи. Первая группа наиболее предсказуема и стабильна: это операторы фиксированной связи. Мобильная составляющая нужна им для формирования полного пула телеком-услуг, omni-channel в B2B и B2C. Услуга мобильной связи хорошо вписывается, к примеру, в схему виртуальной АТС. 

Вторая часть списка — организации финансового сектора. За Сбербанком, который уже вплотную приблизился к внедрению мобильных услуг, потянулись и другие крупнейшие банки: например, ВТБ. Представитель одного из операторов, компетентный в данном вопросе, не стал скрывать, что заявок от банков у них достаточно. Отдельно здесь выступает Тинькофф Банк, которому, в отличие от других, не впервой работать на чужой инфраструктуре — взять хотя бы банкоматы. 

На первый взгляд, движение банков в сторону телекома — своеобразная месть за освоение сотовыми операторами рынка финансовых услуг. Но на самом деле этот процесс даже более естественный: банку необходимо знать о своем клиенте как можно больше. Привязав его к собственной SIM-карте, он получит доступ к самой обширной Big Data, собрать которую другим способом невозможно: сумма ежемесячных расходов, любимые магазины, места отдыха, даже связи в социальных сетях и проблемы со здоровьем — все это позволяет составить подробнейший профиль потребления и в дальнейшем более кастомизированно предлагать банковские продукты. Помимо этого, финансовые организации смогут существенно экономить на средствах коммуникации с клиентами (SMS-рассылки и автоинформатор, к примеру). 

Вне двух этих групп назовем еще двоих. Во-первых, конечно, «ВКонтакте». Вообще диджитал-компаний в очереди за MVNO могло быть и больше (тот же «Яндекс»), но, похоже, они не видят в этом необходимости или не имеют необходимых финансовых ресурсов. Во-вторых, «РЖД» — по целям их логичнее причислить к банкам. 

Творить добро?

Кому-то может показаться, что появление на рынке мобильной связи новых игроков естественным образом усилит конкуренцию, которая в итоге сыграет на руку абонентам. Да и новые запуски должны сопровождаться промо-акциями, на которых можно отхватить выгодный тариф или еще какие-нибудь фишки. Что ж, блажен кто верует… Мы можем только проанализировать уже прошедшие запуски и сделать вывод, что никаких особых бонусов абонентов не ждет. 

Например, пакетные тарифы «Ростелекома» похожи как на новую линейку Tele2, так и на предыдущую линейку «МегаФона» (которая «Все включено»), причем в последнем случае не только своими названиями: M, L и т. д. Минимальная абонентская плата за пользование SIM-картой «Ростелекома» в Петербурге — 240 руб./мес. (тариф «Суперсимка M») – почти совпадает с финальной стоимостью младшего тарифа «Все включено XS» - 250 руб./мес. и полностью совпадает по лимиту дата-трафика и минут голоса. Можно возразить, что у «МегаФона» сейчас ничего меньше 350 руб./мес. нет. Тогда вот тариф Tele2 «Мой разговор» -— калька «Суперсимки M» по лимиту «голоса» и интернет-трафика. 

У ВК Мобайл пока вообще только один тариф — 399 руб./мес., куда входит всего 2 Мб трафика. Вряд ли отсутствие тарификации на трафик ВКонтакте сможет сильно помочь, к примеру, любителю сетевых мобильных игр или фанату Youtube. Разве что в отсутствие Wi-Fi смотреть Youtube только через приложение ВК. А в качестве фишки ВК Мобайл предлагает... фирменные наклейки — не смешно?

Как тут еще раз не вспомнить Tele2, который в начале своей грандиозной модернизации в сторону 3G/4G некоторое время предлагал тариф за 90 руб./мес.? Вот такого бонуса не хватает сейчас абонентам. Но такого уже не будет никогда. Дело в том, что в вопросах тарифной политики мобильные операторы действуют далеко не как конкуренты — скорее, как один большой монополист. И это оправданно с точки зрения баланса сил, но в таком случае лучше честная консолидация, чем мнимое соперничество. 

Абонентов вместо заветных бонусов ждут, скорее, новые трудности и неудобства. Одно из них заключается в переносе номера, который, как известно, можно производить раз в год. С увеличением количества операторов спрос на смену оператора возрастет — а ввиду указанного ограничения MNP люди будут вынуждены просто покупать новые SIM-карты. Второе неудобство следует из того, что на большинстве тарифов не лимитируются только звонки внутри сети. Чем больше операторов, тем больше звонков будут выходить за пределы сети — а это дополнительные расходы.

При чем тут таксисты?

Феномен, возникший благодаря деятельности компании Uber и названный в ее честь, на мой взгляд, заключается в том, что главную роль на рынке начинает играть не владелец ресурса, а посредник между ресурсом и потребителем — который, по сути, получает прибыль из воздуха. Хрупкость такой схемы очевидна: уберите из цепочки ресурс (забастовка водителей или действия регулятора), и вся система рассыпется. Уберизация опирается на честное слово владельцев ресурса, которые играют по этим правилам до тех пор, пока им это не надоест. 

Операторы, предоставляющие инфраструктуру партнерам по схеме MVNO — те же самые таксисты, только в качестве ресурса у них — даже не инфраструктура, а абоненты. Ведь комиссионные за аренду сети они получают именно за каждого абонента. 

А если кому-то играть по правилам надоест, что-то в этом процессе пойдет не так — снова первыми пострадают абоненты, которым придется искать нового оператора. Ведь их мнения, как обычно, никто не спросил. 

Комментарии (1)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь
    Рейтинг230

    Директор по информационным технологиям

    СЗФ ПАО МегаФон

    11.09.2017 10:44
    Рынок MVNO активно развивается в последние годы. Запуск виртуального оператора позволяет предложить клиентам индивидуальные решения, ориентированные на конкретные потребности компании или абонента, и повысить их лояльность. По нашему опыту, MVNO-проекты показывают свою эффективность для обеих сторон только при правильном распределении ролей и соответствию ожиданиям клиентов.
    За последние несколько лет на нашей сети появились MVNO-операторы различных моделей по степени интеграции, среди них: NETBYNET, коммерческая организация ГЛОНАСС и крупнейший на сегодня MVNO-оператор Yota, ГазпромТелеком.
    0

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.