Деньги на ботах: как банки зарабатывают на ИИ

Просмотров: 4175
Автор:
Мельник Ольга Владимировна

Мельник Ольга Владимировна

обозреватель — журнал "Стандарт"

Столетний юбилей октябрьской революции кировские ИТ-директора отмечали под лозунгами: «Землю крестьянам, небо дронам, фабрики ботам, вся власть — айтишникам». Концепция почему-то не была немедленно поддержана на государственном уровне, но время еще придет. А пока стоит обсудить ботов, причем не на фабриках только, но и в совершенно других местах. 

Искусственный интеллект и машинное обучение обсуждаются жарко, однако, как всегда в подобных случаях безудержного энтузиазма, хочется спросить «где деньги», сэкономленные или заработанные с помощью такой увлекательной новой технологии. Обычно между пиком хайпа и первыми реальными кейсами проходят год-два. Как раз за эти годы серьезные люди и делают что-то счетное. Поэтому было любопытно послушать про реальные кейсы применения ИИ и машинного обучения в финансовом секторе. Случилось это на конференции Finmachine. 

Представитель «УРАЛСИБа» рассказал, как удалось снизить стоимость коммуникации с клиентом в 60 раз. Для этого нужно было найти тех, кто склонен будет использовать ДБО, и их действительно удалось выделить.

«Бинбанк» применяет машинное обучение для того, чтобы взыскивать просроченные кредиты. И у них уже на 22% сокращен выход в просрочку. За счет этого ожидается экономический эффект: миллиард  рублей до конца 2018 года. Делается это все небольшим скриптом на Python на ноутбуке. Заместитель руководителя блока рисков и комплаенс сам все написал, показывал код и как быстро все работает — весь анализ за 30 секунд. 

«Райффайзенбанк» тоже активно исследует возможности ИИ, выделяет разные кластеры клиентов и обращается с ними по-разному. В смысле, обращается буквально — предлагает им разные продукты. Предсказывает приток средств на депозиты, выявляет модель поведения, которая сигнализирует о том, что клиент собрался банк сменить или напротив, скорей всего не сменит. И довольно простая вещь была сделана: все российские транзакции положены на карту. Можно искать по разным признакам. И сразу так много видно! И куда рекламу давать, и где банкоматы ставить, и где бы отделения недурно открыть. 

«Сбербанк» ведет много проектов с ИИ, и, в частности, пытается снизить «пролеживаемость» наличных денег в отделениях и банкоматах. Для этого надо прогнозировать их снятие и внесение плюс минимизировать стоимость перевозок. Затраты сокращены на 10-15%. Представьте масштаб сети банкоматов этого банка. 

В целом были названы два основных направления применения ИИ — снижение издержек и повышение лояльности клиентов. Плюс безопасность. «Яндекс. Деньги» рассказывали, что блокируют платежи порядочных людей, если видят, что платеж уйдет в кошелек мошенников. А мошенников они умеют распознавать, анализируя их действия во всем интернете. 

Что еще принципиально? Взаимодействие клиента с роботом не стоит ничего. Поэтому процессы, которые есть,  дублировать не надо, роботизировать не надо. Их надо пересматривать, модернизировать, а скорей всего – и вовсе совершенно новые налаживать. В связи с этим финансисты вспоминали эру внедрения CRM, могучий шум, который по поводу этих систем был поднят, всеобщие ожидания и результаты только у тех, кто процессы поменял по ходу внедрения. Те, кто давно внедряет бизнес-приложения, с легкостью приведут и другие примеры, когда дело не в инструментах автоматизации, а в том, как работа меняется при появлении этих инструментов. В том, как отмирают атавизмы, хотя обычно и не мгновенно. 

Интересный частный случай: с появлением машинного обучения намного проще становится наладить обратную связь при общении с клиентом. Можно ему что-то предложить, посмотреть на реакцию, проанализировать ее, сделать выводы, предложить что-то другое или другим людям. И делать это можно автоматически и в больших масштабах. Возможно, нам скоро будут предлагать меньше ерунды. Наконец. 

Но это все финансы. Дело важное, но не единственное. В первую очередь технологии ИИ должны интересовать тех, у кого массовое обслуживание: телеком – и это действительно есть, ритейл, скорей всего. Но видимо этим применение ИИ не ограничится. У кого еще есть реальные кейсы? Или идеи, что можно сделать? 

Комментарии (7)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.