ИТ и бизнес: как планировать улучшения для своей компании?

Просмотров: 1842
Автор:
Михайлов Александр Геннадьевич

Михайлов Александр Геннадьевич

Генеральный директор — ООО "Консалтинг по управлению ИТ"

За 10 лет работы ИТ-директором в российских и международных компаниях мне удалось понять, что развитие ИТ очень важно согласовывать с реальными потребностями бизнеса, но это не просто. Для многих современных рыночных компаний сейчас стоит дилемма стать «UBER или looser», т.е. или использовать новые ИТ-технологии, или разориться, как, например, это произошло у множества таксопарков. Хотя надо учитывать и высокие риски новых ИТ-технологий, которые также могут довести компании до банкротства.

Рис. 1. Этапы улучшения согласования ИТ и бизнеса

По теме «Согласования ИТ и бизнеса» есть как статьи и книги, так и ряд методик:

  • Книги с названиями типа «Что ИТ-директор должен знать о бизнесе», «Как согласовать ИТ с целями бизнеса»;
  • Методики планирования ИТ, исходя из приоритетов бизнеса. Один из подходов  предложен мной в методике «Согласование ИТ и бизнеса» (www.info-strategy.ru/business-it-alignment );
  • Модели взаимодействия ИТ и бизнеса, например, модель Хендерсона о согласовании (или «выравнивании»), где рассмотрены варианты последовательности разработки (или неразработки) ИТ-стратегии и стратегии бизнеса;
  • Методики декомпозиции ИТ на отдельные элементы, понятные и со стороны бизнеса. 
  • Методики описания и планирования элементов ИТ, в том числе информационных систем и инфраструктуры ИТ, например: Enterprise Architecture, TOGAF, SOA, Component Business Model, CBM IT;
  • Методики разработки ИТ-стратегий. Например, моя совсем новая книга по ИТ-стратегии. 

Предлагаемая модель согласования ИТ и бизнеса

На мой взгляд, в согласовании ИТ и бизнеса целесообразно выделить три разных уровня (см. рис. 2):

  1. цели и стратегии: стратегический уровень, где рассматривается согласование планов по ИТ и бизнесу на 1-3 года вперед;
  2. оперативная работа: тактический уровень, где и выполняется основной объем работ по поддержке ИТ и ведению бизнеса;
  3. проекты: уровень конкретных проектов по улучшению ИТ и бизнеса.

Рис. 2 Основные уровни согласования ИТ и бизнеса

Деление на похожие уровни встречается достаточно часто, хотя надо учитывать, что  по всем элементам ИТ можно выделить работы, относящиеся и к стратегии, и к оперативной работе, и к проектам по улучшению этих элементов. 

В данном тексте рассмотрена более простая модель, где каждый элемент ИТ отнесен только к одному из этих уровней, рассмотрено только 10 элементов ИТ. Так сделано, чтобы проанализировать согласование ИТ и бизнеса на самом верхнем уровне, сделав это с представителями бизнеса (см. рис. 3).

Рис. 3. Предлагаемая модель согласования ИТ и бизнеса

Первый этап: оценка приоритетов улучшений элементов ИТ

Приоритеты улучшений элементов ИТ зависят от множества факторов. На мой взгляд, в первую очередь, стоит учитывать два фактора:

  • Устраивают ли конкретные элементы и бизнес, и ИТ, а также координацию между ИТ и бизнесом;
  • Важность этих элементов для бизнеса и ИТ.

Далее, на примере средней по размеру российской компании, рассмотрены оценки приоритетов улучшений элементов ИТ, см. рис. 4:

  • Высокий приоритет улучшений: ИТ-стратегия, Информационные системы, Управление ИТ, План проектов по ИТ;
  • Средний приоритет улучшений: Требования бизнеса к ИТ, Бюджет ИТ, Компетенции (навыки) сотрудников ИТ;
  • Низкий приоритет: Инфраструктура ИТ, KPI по ИТ.

Рис. 4. Пример оценки приоритетов улучшений элементов ИТ

Однако надо учитывать и ряд других факторов:

1. Сложность улучшений каждого из элементов ИТ;
2. Текущий уровень зрелости;
3. Логическую последовательность улучшений;
4. Уже имеющиеся планы улучшений и интуитивно ожидаемые приоритеты улучшений;
5. Сравнение с конкурентами вашей компании;

Оценки текущего уровня согласования элементов ИТ и бизнеса, а также приоритеты улучшений делать лучше совместно представителями бизнеса, и ИТ:

1. Гендиректору (или куратору ИТ, если это другой человек) хорошо бы привлечь и руководителей основных направлений бизнеса;
2. ИТ-директору, руководителям направлений ИТ;
3. Представителям пользователей ИТ;
4. Хорошо бы сделать сравнение и с конкурирующими компаниями (или компаниями, которые похожи на вашу).

С различными рекомендациями «лучших практик» сравнивать свою компанию тоже можно, помня, что ваша компания должна быть на уровне (или немного лучше) основных конкурентов, чего, к сожалению, достижение каких-то определенных «уровней зрелости» по COBIT или ITIL не гарантирует.

Вот визуализация приведенного на рис. 4 примера оценки потенциала согласования ИТ и бизнеса (см. рис. 5):

Рис. 5. Пример оценки потенциала согласования элементов ИТ с бизнесом

После оценки согласования элементов ИТ и бизнеса встает вопрос, насколько надо улучшать каждый из элементов ИТ, какие методы и в каком размере, использовать для улучшений. 

Второй этап: учет последовательности и объемов улучшений элементов ИТ

Конечно, кроме выявления приоритетных для улучшения элементов ИТ, надо учесть и последовательность улучшений (например, часть лучше начать с определения требований к ИТ), а также обязательность улучшений (например, гендиректор или налоговая служба могут прямо-таки требовать доработки некоторых элементов ИТ). Пример рассмотрен в табл. 1:

Табл. 1. Пример последовательности улучшений элементов ИТ

Элементы ИТ

Последовательность улучшений

Обязательность улучшений

Требования бизнеса к ИТ

Как можно раньше, можно как первый этап разработки ИТ-стратегии

ИТ-стратегия

После разработки требований бизнеса к ИТ, но лучше разработать требования к ИТ в рамках работ по ИТ-стратегии.

Очень желательно

Бюджет ИТ

Желательно совместно с планов проектов по ИТ, после разработки ИТ-стратегии (а также требований бизнеса к ИТ).

Обязательно до конца года

Также надо спланировать и объем целесообразных улучшений каждого из элементов ИТ, и время, когда желательно сделать эти улучшения. Пример рассмотрен в табл. 2:

Табл. 2. Пример оценки целесообразных объемов улучшений каждого из элементов ИТ

Элементы ИТ

Приоритет улучшений

Уровень проработки

Целесообразные улучшения

сейчас

надо бы

объем улучшений

в ближайшие

6 месяцев

через 1 год

Требования бизнеса к ИТ

средний

средний

средний

средний

разработать требования к ИТ в рамках работ по ИТ-стратегии

ИТ-стратегии

высокий

ничего нет

средний

большой

разработать ИТ-стратегию на 50-70 страниц

обновить и расширить ИТ-стратегию

Бюджет ИТ

средний

низкий или средний

средний

средний

разработать план проектов на следующий год

планы на 2-3 года


Третий этап: разработка плана улучшений, выполнение плана 

Пример планирования улучшения по некоторым элементам ИТ (которые поместились на рисунок) для средней по размеру компании приведен на рис. 6.

Рис. 6. Пример планирования улучшений элементов ИТ

Вопросы и предложения

1. По моим оценкам, в российских компаниях согласование ИТ и бизнеса налажено так себе, особенно в области стратегий ИТ и бизнеса, которых часто просто нет. Я стажировался и учился примерно в половине стран ЕС, на мой взгляд, с точки зрения согласования ИТ и бизнеса, наша страна лучше стран южной Европы (Греции, Италии, Испании), на уровне Венгрии и Чехии, отстает от Германии, Голландии и других стран северной Европы. Есть у кого свой опыт сравнения согласования ИТ и бизнеса в России с другими странами?

2. Предложенная в данной дискуссии методика разработана мной для крупных компаний, интересно было бы оценить согласование ИТ и бизнеса для средних по размеру компаний (для малых это не так актуально, а для крупных компаний - долго).
Я могу попробовать сделать экспресс-оценку потенциала согласования ИТ и бизнеса (первый этап улучшения согласования ИТ и бизнеса) для ИТ-директоров российских компаний, пишите мне по адресу editor@info-strategy.ru. Статистика оценок будет опубликована в отдельной дискуссии, может это будет ориентиром и для других компаний.

Комментарии (18)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1170

    Заместитель директора по ИТ

    ООО "ЭнергоТехСервис"

    07.02.2018 12:50
    В конце 2017 года подошел к вопросу разработки ИТ стратегии предприятия. Так получилось, что вышел на материалы Александра, чья методика меня очень заинтересовала. Прочел его первую книгу по разработке ИТ стратегии,и даже поучаствовал и в апробировании методик, описанных во второй книге. Могу отметить, что результаты экспресс оценки, проведенные с Александром, позволили "подсветить" основные элементы управления ИТ к изменению, и что полученные результаты совпали с фактическим целями поставленными мною. В этому году, я уже инициировал работу по разработке "средней" ИТ стратегии, и надеюсь описанные методики в этом мне существенно помогут.
    2
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг7470

    Преподаватель

    Магистратура НИТУ МИСиС

    07.02.2018 17:04
    Остается один вопрос: а где тактика?
    0
  • Скрыть ветвь

    Генеральный директор

    ООО "Консалтинг по управлению ИТ"

    07.02.2018 19:31

    Ответ на « Остается один вопрос: а где тактика?... »

    в предлагаемой модели согласования ИТ и бизнеса, тактика в блока "Оперативная работа".
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг7470

    Преподаватель

    Магистратура НИТУ МИСиС

    07.02.2018 19:43
    Вот как интересно :-) Разные управленческие слои и стадии срослись :-) То есть у Вас в модели нет тактического и стратегического управления? Я эти виды управления в явном виде не нашла. Было бы интересно пообщаться лично, т.к. у меня возникает масса вопросов. Например, что понимается под стратегией без соответствующего управления? Документ с таким названием? Или Вы назвали оперативной работой все, что требует управления, в том числе и стратегического? А как быть в случаях, когда ИТ - часть бизнеса? Например в той же уберизации (работе агрегаторов) бизнес - это и есть ИТ, и по тем же западным принципам и рекомендациям имеет место не согласование бизнеса и ИТ, а их интеграция. А там все немного по-другому. Другими словами, я бы согласилась с Вашими посылами для случаев "классического" использования ИТ для автоматизации стандартных бизнес-процессов, в том числе на базе архитектуры предприятия, но никак не для цифровой экономики. Давайте считать мои вопросы риторическими, не вижу смысла их тут обсуждать: слишком долго. :-)
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг7470

    Преподаватель

    Магистратура НИТУ МИСиС

    07.02.2018 20:54

    Ответ на « Вот как интересно :-) Разные управленческие... »

    Вот еще в тему https://www.cio.ru/news/V-IDC-perechislili-zadachi-IT-direktorov-na-predstoyaschie-gody
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг72810

    Начальник управления информационных технологий

    АО МПО им.И .Румянцева

    08.02.2018 13:44

    Ответ на « Вот еще в тему https://www.cio.ru/news/V-IDC-perechislili-zadachi-IT-direktorov-na-predstoyaschie-gody... »

    При всем уважении к IDC прогнозы очень поверхностные и ни о чем не говорящие. Нельзя при существующем многообразии и разновидностей бизнеса делать обощающий прогноз по ИТ-директорам и выводить его в процентах. Это даже не по больнице средняя, это уже средняя по стране :).
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг7470

    Преподаватель

    Магистратура НИТУ МИСиС

    08.02.2018 14:23

    Ответ на « При всем уважении к IDC... »

    За подобными прогнозами, думаю, стоит система. Любой прогноз стратегически или тактически обслуживает определенные бизнес - задачи. Что, Гартнер или MсK живут по-другом?. Это - стратегическая статистика, она поддерживается внутренними методиками и инструментами. Все как всегда: играют по-крупному. Чем не наш Росстат?
    0
  • Скрыть ветвь

    Генеральный директор

    ООО "Консалтинг по управлению ИТ"

    07.02.2018 21:01

    Ответ на « Вот как интересно :-) Разные управленческие... »

    Татьяна, мы с вами пересекались на конференциях, как минимум на конференции по ИТ-стратегии" в МИИТе.
    Предлагаемую модель я сознательно пытался сильно упростить, как для понимания со стороны типового гендиректора и руководителя ИТ, так и для компактности представления модели. Начал я с моделей на несколько десятков элементов ИТ (вот мои мысли по 42 элементам ИТ, понятным и гендиректору: http://www.info-strategy.ru/it-optimization/it-optimization-views/ ) .
    Однако, для большей понятности и убирания специфик конкретных компаний, пришлось волевым усилием сократить число элементов ИТ до 10 (меньше совсем маловато), разбив их по 3-м уровням (как это делают иногда в зарубежных книгах и моделях: Strategy, Control, Projects).
    Можно выделять и существенно больше и уровней и элементов, но тогда понятность и универсальность предлагаемой модели скорее "рухнут".
    Конечно соглашусь, что каждого большого и/или уникального предприятия, надо учитывать их специфику, дорабатываю модели под конкретные компании. Однако, это займет не пару часов (что я пробую делать в быстрой оценке по предлагаемой в данной дискуссии модели), а дни, скорее даже десятки дней. Собственно, в рамках консалтинговых проектов я этим и занимаюсь.
    В качестве моделей, которые могли бы попробовать помочь в рассмотренных вами непростых случаях, я бы назвал модели Component Business Model и Component Business Model for IT.
    Печалька в том, что эти методики и сложные (требуют десятки человеко-дней на одну компанию) и "закрытые", я ими в IBM занимался. но эта контора не публикует информацию по этим методикам (ну или я об этом не слышал).
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг7470

    Преподаватель

    Магистратура НИТУ МИСиС

    07.02.2018 21:29
    Александр Геннадиевич, я Вас помню. Вернее, помню, что встречались, но не помню, где и когда. Спасибо, что напомнили :-) С тех пор много воды утекло, мои знания и навыки серьезно изменились и расширились: жизнь заставила, надо соответствовать. Я вполне понимаю Ваш подход. Он имеет право на жизнь как именно Ваш, созданный Вами и понятный Вам, а, возможно, кому-то еще. Управление, как вид деятельности, тем и специфично, что всегда конкретно. То есть, зависит от того, "кто", "где", "когда". От этого зависит "как". Именно поэтому я считаю, что научить управлять нельзя, можно помочь развить управленческие компетенции, но всегда останется фактор "кто". При одних и тех же обстоятельствах разные люди вполне могут принять разные решения, Это нормально. Наша задача сделать так, чтобы решение это было продуманным и максимально правильным при данных обстоятельствах.Именно поэтому я и не хочу обсуждать такую сложную тему здесь, с чем и Вы, думаю, согласны. Тем не менее, лично я разделяю компании минимум по двум основным аспектам: степень стабильности среды управления и степень однородности среды бизнес-деятельности (бизнес-культура). Можно дробить и шире, и глубже. все так. И этим сейчас заниматься модно и денежно, был бы толк. :-) Именно поэтому я и согласилась с Вашими посылами, не залезая вглубь и определив для использования Вашей модели деятельность CIO достаточно предсказуемой компании. Именно поэтому Ваш пример с Uber не совсем в тему, поскольку многие агрегаторы уже имеют проблемы где-то с законом, где-то с потребителями, где-то и с тем и другим. Причина проста: в стратегическом управлении у них "дыра": сервисные компании, коими они себя декларируют, таковыми не являются и сервисный подход к управлению не используют. Они - простые, хоть и продвинутые, посредники, которые ни за что не отвечают. Даже ущербные объявленные критерии качества оказания конечных услуг не соблюдаются, но агрегаторы свой процент имеют, а потребители страдают и ищут правду, кто как может... Что до упомянутой Вами компании, то с управлением, особенно внутренним, там всегда было не очень. Последняя внешняя разработка, названная дизай-мышлением - ни что иное, как ребрендинг устаревшего сервисного подхода, который там, к сожалению, так и не осилили. Ни вовне, ни внутри. Да и рассказать толком не могут, до смешного, при всем уважении к моей бывшей компании. В прошлом году эта компания, единственная из всех голубых фишек, продемонстрировала серьезный убыток: гиганты становятся неуправляемыми, не успевают за жизнью :-) Так что, спасибо, было интересно. Но я бы предпочла просто все это обсудить, т.к. все гениальное - просто, я все еще так думаю. Поэтому мы разработали свою систему управления, которая дала за короткое время фантастический результат. Я имею в виду не консалтинг, чем я тоже иногда грешу, а именно систему управления для нашей компании.
    0
  • Скрыть ветвь

    Генеральный директор

    ООО "Консалтинг по управлению ИТ"

    08.02.2018 13:00

    Ответ на « Александр Геннадиевич, я Вас помню. Вернее,... »

    да, конкретные модели могут быть хороши тем, что могут дать быстрый результат в достаточно типовых случаях. Для серьезного анализа и улучшений в больших, да и средних компаниях, надо использовать как разные модели, так и создавать модели специально под эти компании.
    Жаль, что российские гендиректора с трудом выделяют ресурсы на серьезные улучшения управления.
    Также часто получается, что попытки улучшения управления ИТ, наталкиваются на то, что и управление бизнесом надо улучшить, что еще сложнее.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг7470

    Преподаватель

    Магистратура НИТУ МИСиС

    08.02.2018 13:05
    Просто потому, что управление де-факто во многих компаниях все еще декларируется как "вспомогательная деятельность". Вот сейчас и проверим, что почем: американские вендоры себя проявят на новой волне санкций. Чья стратегия "поплывет" первой? Я не злорадствую, просто мы об этом не раз говорили, но...Русская модель управления: гром не грянет, мужик не перекрестится...
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг72810

    Начальник управления информационных технологий

    АО МПО им.И .Румянцева

    08.02.2018 13:32
    Собственно, чья стратегия "поплывает" уже понятно. Как поплыли многие стратегии "оборонки".
    0
  • Скрыть ветвь

    Генеральный директор

    ООО "Консалтинг по управлению ИТ"

    08.02.2018 14:01

    Ответ на « Собственно, чья стратегия "поплывает" уже понятно.... »

    с точки зрение прогнозов, уже в 2015 году было понятно, что будут ограничения для России со стороны американских компаний. Я в 2015 году писал, что "в 2015-2017 крайне вероятно, что минимум одна из крупных американских компаний введет ограничения для России".
    Кстати, ограничения по новым технологиям (и программам) для российских нефтяных компаний, уже с весны-лета 2014 года начались.
    Но все же, американские санкции не совсем тема данной дискуссии.
    Как позитив, могу предложить российские методики разрабатывать и их внедрять. В том числе методики улучшения согласования ИТ и бизнеса, что и является темой данной дискуссии.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг7470

    Преподаватель

    Магистратура НИТУ МИСиС

    08.02.2018 14:18

    Ответ на « с точки зрение прогнозов, уже в... »

    Не соглашусь: это - стратегическое управление в чистом виде :-) С учетом согласования бизнеса и ИТ.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг490

    Руководитель отдела информационных технологий

    ГК "Лето"

    09.02.2018 16:36
    Коллеги, я бы с огромным интересом послушал дискуссию Татьяны и Александра в живую. Дорогая администрация - вы не могли бы организовать ? А чего - вон по телевизору вечно кто-то что-то говорит, а тут - в отличии от телека Интересно!
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг6650

    Генеральный директор

    Global CIO

    12.02.2018 18:26

    Ответ на « Коллеги, я бы с огромным интересом... »

    Да, согласна, что очень интересно. Надо будет круглый стол провести))
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг72810

    Начальник управления информационных технологий

    АО МПО им.И .Румянцева

    17.02.2018 12:01

    Ответ на « Да, согласна, что очень интересно. Надо... »

    Поддерживаю. Практиков не забудьте пригласить :-). Тех,кто в поле, а не в штабе :-)
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг550

    Директор по сопровождению ИТ

    Банк Восточный

    13.02.2018 10:13

    Ответ на « Коллеги, я бы с огромным интересом... »

    Поддержу, интересная вышла бы дискуссия :)
    0

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.