Почему уберизация НЕ наше технологическое будущее?

Просмотров: 2708
Автор:
Блинов Андрей Вячеславович

Блинов Андрей Вячеславович

Независимый эксперт

Вирусное распространение и тиражирование модели Uber (так называемая «Uber for X») в самые разнообразные отрасли и позиционирование сервисов на этой платформе как удобную и экономичную альтернативу «классике» породили ощущение, что вот оно — технологичное будущее формата digital. Но откуда тогда столько недовольных, число которых со временем только растет? И почему, сойдя с пика популярности и при этом не избавившись от убыточности, Uber тут же продается «Яндексу», действуя, по сути, не как независимая компания, а как обычный, пусть и чрезвычайно успешный, стартап?

На протяжении нескольких месяцев в одном из популярных фейсбучных блэклистов (паблике, где публикуются жалобы на недобросовестных поставщиков товаров и услуг), наблюдается один и тот же расклад: около трети постов посвящены онлайн-сервисам заказа такси, резервирования гостиниц и авиабилетов, каршерингу, всевозможным онлайн-службам доставки. Это заставило задуматься: не променяли ли мы шило на мыло и не стали ли жертвами уберизации, на которую первоначально разве что не молились? 

Самозанятые аутсорсеры

Евангелисты Uber утверждают, что при использовании их модели и партнер сервиса, и заказчик получают ощутимую выгоду. Сейчас, особенно после массовых забастовок таксистов, стало очевидно, что ситуация здесь не столь радужная, какой ее пытаются представить. 

Уберизация произвела на свет очередную разновидность аутсорсинга, «внутренних гастрабайтеров» — людей, задешево продающих свой труд сервису в надежде «накатать»  приемлемую сумму за счет количества поездок. Примерно так же действуют площадки-агрегаторы по найму персонала, но в последнем случае специалисту легче набрать себе клиентскую базу и отвязаться от паразитического посредника. Аудитории, связанной с ИТ, не нужно объяснять потенциальную опасность и ненадежность аутсорсинга. 

Кстати, вот еще одно лукавство апологетов уберизации: якобы электронная платформа устраняет посредника между клиентом и исполнителем в лице, допустим, оператора службы такси. Здесь больше подошло бы слово «замещает», поскольку эта прослойка все равно остается: пусть и «в лице» приложения. Поддержка и обновление приложения — тоже довольно затратная вещь. Более того, сокращая службу логистики, владельцу сервиса приходится наращивать отдел обработки претензий. То на то и выходит.

А как же ощутимая выгода для клиента? Зачастую она очень сомнительна. А вот претензий со стороны клиентов к таким сервисам немало, чаще всего они связаны с некорректным списанием денежных средств с карт. 

Проблемы контроля качества предоставляемых уберизированными сервисами услуг стоят очень остро практически в каждой отрасли, где они применяются. Казалось бы, в каждом из них существует система рейтингов, но она не работает или работает неадекватно. В Сети полно историй о том, как провокаторами конфликта оказывались исполнители с идеальным рейтингом — здесь, прежде всего, можно апеллировать к практике сервисов бронирования отелей или съема частных квартир. Исполнители услуг научились применять «баги» сервиса в своих интересах, а сам сервис зачастую просто самоустраняется из конфликта.

Будущее за гибридами

На мой взгляд, несовершенство нынешней схемы «Uber for X» говорит не о слабости этой бизнес-модели, а о том, что при всей ее инновационности она была сильно переоценена многими игроками рынка, инвесторами и пользователями. 

Как и любое digital-решение, схема «Uber for X» неспособна полностью реализоваться сама по себе. Взгляните на «Тинькофф Банк», который совсем недавно позиционировал себя как полностью цифровой сервис, но в итоге был вынужден обзавестись собственными банкоматами (всё еще жду от них открытия офисов обслуживания). Интернет-магазины открывают оффлайновые «шоурумы», а «Яндекс» и Uber выводят на улицы брендированные автомобили. Цифровые сервисы интегрируют в себя многие детали сервисов классических, напоминая в этом смысле вундеркинда, который только к совершеннолетию решил научиться ходить. 

Опыт и технологические достижения Uber стоит рассматривать как эффективное прикладное решение для многих задач, но не как тотальную замену «классике». Согласны? Есть ли у вас планы по уберизации бизнеса?

Комментарии (9)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь
    Рейтинг2490

    Руководитель управления

    Альфастрахование

    16.05.2018 13:35
    Есть стойкое ощущение что никакой новой модели нет и не было, а есть посредники раньше других использовавшие новые технологические возможности. Но поскольку использовали они их очень быстро и не очень умело, то опыт получился, мягко говоря, неоднозначным.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1330

    Начальник отдела развития ИТ

    Судебный департамент при Верховном Суде РФ

    16.05.2018 15:02
    Модель Uber не только убирает посредников, но и создаёт потребительскую ценность для двух разных потребительских сегментов - для водителей и клиентов.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг190

    Директор по ИТ

    ООО "ТрансКорд" ( TransCord)

    16.05.2018 17:23
    Есть несколько основных эффектов Уберизации.
    1. Это эффект агрегации дающий исполнителю (потенциально) доступ ко всей массе заказчиков. А конкретного заказчика - ко всей массе исполнителей (тоже потенциально).
    2. Мелкие разрозненные исполнители за счет Убер-платформы могут оказывать услугу того же качества, что и крупные игроки той же отрасли. Кроме того они получают доступ к тем клиентам, которые до этого им принципиально были не доступны независимо от качества их услуги.

    Принципиально это связано с развитием интернет, мобильных и gps технологий.

    Так же принципиально Убер платформа не должна иметь свои Equity ресурсы (такси, отелей и т.д.) потому что тогда все их бизнес внимание будет связано с Equity, а не с чистым Customer Experience. Задача будет автоматизировать эффективную работу Equity. То есть история будет про cost, а не про market.

    Брендирование - это всего лишь реклама и продвижение.
    Каршеринг Яндекса - это не Уберизация.

    Также нет смысла спорить с тезисом, что не во всех отраслях это возможно. На рынке, где мало игроков Уберизации быть не может. По сути Уберизация - это монополизация рынка на уровне сервиса, нельзя монополизировать уже монополизированный рынок.
    3
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг310

    Зам. директора департамента ИТ

    АО Проектный институт №1

    17.05.2018 08:33

    Ответ на « Есть несколько основных эффектов Уберизации. 1. Это... »

    Николай, согласен c обоими тезисами. Но поясните, в каком смысле Uber монополизация? Сервисов такси несколько и еще появляются новые.

    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг190

    Директор по ИТ

    ООО "ТрансКорд" ( TransCord)

    22.05.2018 19:54

    Ответ на « Николай, согласен c обоими тезисами. Но... »

    Александр,

    Задача в убер-проекте, это агрегация рынка. Да, на 100% она не достижима, но требуется широкая агрегация - так как основной бенефит - это доступ всех ко всем (в переделе). И именно за этот доступ платят пользователи убер-платформы.

    Процесс монополизации завершается либо в виде 3-5 игроков делящих весь рынок, либо до 1-2 игроков в пределе.
    Вы же в курсе, что в России Убер и Яндекс.Такси объединились? А Гетт занял узкую нишу.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг7890

    Преподаватель

    Магистратура НИТУ МИСиС

    23.05.2018 11:05
    Мне кажется, что все довольно просто, если рассматривать ситуацию не с точки зрения технологий и модных слов типа "дижитал", "цифровизация" и т.п. Уберизация как движение - массовый переход к победе посредников над конечным результатом. Даже странно слышать, как можно оказывать услуги любого типа, не применяя при этом сервисный подход к управлению ими. Отсюда и "ноги растут". Другое дело, что сама платформа подобных посредников (тут уже о технологиях только) может быть использована в "мирных целях", ежели таковые найдутся.
    0
  • Скрыть ветвь

    Управляющий партнер

    Naviсon

    28.05.2018 12:43
    На мой взгляд, если оценивать всю историю с Uber по конечному результату для клиентов (а я сам регулярно пользуюсь такси-сервисами, не только Uber, и в разных странах), то можно с очевидностью утверждать, что для нас это выгодно, такси в Москве точно подешевело, с этим не поспоришь, это факт, а значит модель вполне рабочая, хоть и не для всех отраслей.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг7890

    Преподаватель

    Магистратура НИТУ МИСиС

    26.07.2018 11:04
    К сожалению, оказание "он-лайн сервисов", т.е. получение конечным потребителем качественных услуг с понятными критериями качества именно конечной услуги, а также с прозрачной ответственностью сторон за составляющие этой самой услуги частенько путают с работой посредников или, как их называют "агрегаторов", кем и стала компания Uber, а за ней и многие другие. Задача, которую решают такие агрегаторы, проста: получить деньги быстро и ни за что не отвечая, кроме факта посредничества. И какая им разница, кто, как и кому оказывает эти самые конечные услуги, пока они не мотивированы отвечать теми же деньгами именно за конечный результат обслуживания. Ведь тогда придется заниматься отслеживанием качества работы каждого водителя, каждой машины, каждой поездки, а это дорого и долго... Какое уж тут "цифровое будущее"...
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг810

    ИТ директор

    ОАО "Нордеа Банк"

    07.08.2018 12:04
    несколько по моему сумбурная статья получилась. Для меня две идеи автора близки "несовершенство нынешней схемы «Uber for X» говорит не о слабости этой бизнес-модели, а о том, что при всей ее инновационности она была сильно переоценена многими игроками рынка, инвесторами и пользователями." и "достижения Uber стоит рассматривать как эффективное прикладное решение для многих задач, но не как тотальную замену «классике»
    В очередной раз жизнь показывает нам непреложную истину: "нет серебряной пули/единственно верного подхода/самого необходимого ПО/лучшей методологии" и т.д.
    Уберизация - очередной хайп журналистов и консультантов, которым нужен новый топик для хайпа. В реалиях этот подход займет свое место в жизни и лучшие его представители добьются хорошего финансового результата, но покроет ли он всю экономику ? Конечно нет. В т.ч. и потому, что он не решает автоматически все проблемы взаимодействия сторон и учет их интересов. Отсюда и забастьовкир таксистов и претензии людей, попавших в аварию, когда непонятно кто отвечает за их безопасность и претензии властей к сервисам, которые позволяют уходить от налогов и т.д.
    0

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.