Корпоративные ИТ-системы. Заграница нам поможет…

Просмотров: 1134
Автор:
Костяков Сергей

Костяков Сергей

Независимый эксперт

Каждый период развития российского рынка корпоративных ИТ-систем имел свои особенности, многие из которых в настоящее время уже забыты. Некоторые навсегда, о некоторых же может быть придется вспомнить. История, как известно, развивается по спирали. «Старожилы», наблюдающие за рынком давно, наверняка, помнят его конфигурацию пятнадцати-двадцатилетней давности. В то время каждый из поставщиков, продвигая собственную систему, концентрировался на одной из немногих концепций, уже знакомых на тот момент отечественному профессиональному сообществу. Чаще всего речь шла о концепции ERP. Думается, многие помнят, сколько было сломано копий в спорах, чей продукт является «настоящей» ERP, а чей якобы не соответствует заложенным в ней идеям.  

Некая система «базисных векторов» в виде продуктов SAP и 1С вполне рельефно начала обозначаться уже в то время. Но была и масса иных систем, которые заполняли собой  указанное пространство. Все ли помнят сейчас такие ERP-системы как, скажем, Baan, Solagem, Accpac, Socap, QAD или Renaissance. И это далеко не исчерпывающий список. Многих из этих производителей впоследствии поглощали (а потом часто и перепогощали) более крупные игроки, некоторые и вправду исчезли, в том числе и с мирового рынка. Но много и тех, которые успешно присутствуют на нем до сих пор.

Российский же рынок в плане «насыщенности» ERP-системами в то время был, безусловно, богаче, чем сейчас. И тогда в российских изданиях активно публиковались кейсы об их внедрениях, появлялись аналитические статьи, проводились конференции (пусть многие из этих инициатив были отчасти рекламные). Сотрудники предприятий (ИТ-директора в то время были далеко не в каждой компании) охотно делились с читательской аудиторией своим опытом внедрений. Даже беглое сравнение российской и зарубежной ИТ-прессы тех времен убеждало каждого, что на их страницах мелькают те же имена компаний и одинаковые аббревиатуры. А значит мы, скорее всего, развиваемся в правильном направлении. 

Теперь перейдем к основным вопросам  почему такой всплеск активности пришелся на период не очень зрелого методологически и несравнимо более скромного по своим финансовым возможностям российского рынка?  Что это для него значило и какое все это имеет отношение к дню сегодняшнему? 
Что касается всплеска активности именно на указанный период, представляется, что этому есть целый ряд объяснений. 

Зарубежные компании, активно использовавшие в своем бизнесе ИТ-решения, не очень четко представляли себе перспективы работы в России и «глубину погружения» в местную экономику. Часто они быстро разворачивали неруссифицированный и неадаптированный продукт в соответствии с требованиями корпоративных стандартов, а местные менеджеры просто, что называется, брали под козырек.

Российские предприниматели начала 2000-х тоже действовали куда более автократично, чем сейчас. Общий функционал их устраивал, а отсутствие деталей, а также неудобство использования продуктом за счет, скажем, отсутствия русскоязычного интерфейса можно было бы компенсировать силовым давлением на персонал. К тому же почти все заметные мировые поставщики информационных решений активно тестировали новый для себя локальный рынок, а без активного присутствия на нем в явной форме (хотя бы на протяжении какого-то срока) сделать этого было нельзя.  

Представляется также, что рынок в то время как губка впитывал методически и иные профессиональные знания. Присутствуй тогда на нем пара универсальных систем-грандов и начинающие отечественные разработчики, нам было бы куда труднее разобраться с вопросами о том, что существуют продукты для дискретных и непрерывных, сборочных производств и т. д., продукты, больше ориентированные на управление холдингом, отдельным предприятием или даже проблемами на уровне цеха. Детально объяснялось, чем они отличаются, какие внутренние объекты они должны иметь, какие алгоритмы реализовывать и много всего другого. В этом отношении активно поприсутствовав на рынке хотя бы в первое время и при этом предлагая ему откровенно неадаптированные решения, зарубежные поставщики все-таки построили весьма надежный фундамент дальнейшей автоматизации. 

Почему обо всем этом мы решили сказать именно сейчас? Время «методического голода», связанного с внедрением ERP (а впоследствии CRM, SCM и ряда других ключевых для бизнеса систем), явно прошло. На мировом рынке, в частности по причинам, о которых уже было сказано выше, также произошел некоторый спад интереса к обсуждению темы традиционных бизнес-систем. Теперь, открывая не только отечественные, но и зарубежные публикации, совсем не так часто, как ранее, можно встретить знаковые слова  SAP,Oracle, Microsoft… Но есть и принципиальное отличие. В зарубежной прессе эти имена не исчезли, но при этом все более явно начинали замещаться другими. Другие  это прежде всего ИТ-компании, капитализирующиеся на новой экономике. Названий приводить не будем, отчасти, чтобы исключить намеки на рекламу, но в основном потому, что этих компаний много, работают они в самых разных направлениях, а их названия российскому читателю в большинстве своем могут вообще ни о чем не говорить. Хотя это уже вполне признанные игроки. 

Что мы сейчас имеем в России? Потребность в решении массы задач пресловутой цифровой экономики, равно как и вообще новых задач корпоративной автоматизации, которые вообще не стояли десять-пятнадцать лет назад, более чем очевидна. Ведь, например, та же цифровая цепочка поставок (digital SCM)  и управляется, и автоматизируется уже на новых принципах по сравнению с традиционной цепочкой. Но при этом тех предпосылок, о которых мы упоминали выше и которые в свое время обусловливали освоение новых идей и технологий автоматизации, мы сейчас не имеем. И к тому же на все это накладывается небезызвестная политика импортозамещения, которую пока никто не отменял. 

Все эти ограничения, конечно же, и не означают, что насущные задачи не решаются или что их невозможно решать здесь. Железного занавеса у нас нет, и если не вся, то большая часть всей необходимой информации свободно доступна. Очень сильно выручает и существенно возросшая роль идей Open Source в корпоративной  автоматизации вообще. Те открытые программные разработки, которые зарубежные ИТ-поставщики «новой волны» используют при создании собственных коммерческих решений, вполне могут использовать и реально применяют отечественные компании. Этим часто и пользуются российские стартапы.

Потом их разработки нередко интегрируются с решениями крупных отечественных системных интеграторов, и таким образом комплексный коммерческий ИТ-продукт с новыми функциями (например, тот же digital SCM) может фактически реконструироваться на местной почве. Но при таком «мелкодисперсном» просачивании зарубежных наработок в отечественный ИТ-ландшафт методологии, лучшие практики, обобщенный опыт внедрений и ряд теоретических моментов, к сожалению, пока остаются по ту сторону границы. А всего этого российскому рынку сейчас как раз очень сильно не хватает.   

Комментарии (1)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь

    Независимый эксперт

    11.09.2018 12:36
    Ну возможны и другие объяснения. Скажем, SAP победил везде где, можно было, еще немножко победил Oracle, а вся остальная страна - за 1С. Новых бизнесов почти не появляется. В ситуации "кризис-кризис-доллар-доллар" никто ничего менять не станет. А при нашем международном положении к нам никто и не пойдет из новых вендоров. Откуда же взяться новым интересным внедрениям? Ну и все.
    Единственное, что еще любопытно: это как АСУТП и связанные вещи меняют. Верней заново делают. Купили завод - все новое. Хорошо! Приделать это новое к своей ERP - это не очень то быстро будет, но люди ставят такие задачи.
    0

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.