Год программы цифровизации России: первые итоги

Просмотров: 340
Автор:
Мельник Ольга Владимировна

Мельник Ольга Владимировна

Независимый эксперт

Программе «Цифровая экономика» в июле исполнился год. Начало эпопеи положило распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р. Остаток 2017 и половину 2018 года практически на всех конференциях по этой теме, а было их множество, обсуждение начиналось с попытки аудитории понять, что же такое «цифровая экономика». И это естественно: люди с техническим или естественнонаучным бэкграундом не могут обсуждать что-либо, не договорившись об определениях. Правительство снабдило нас только одним указанием: цифровая экономика  это такая экономика, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности. Представители АНО «Цифровая экономика» не уставали цитировать эту формулировку, но понимания это не добавляло. Чаще всего, отчаявшись уточнить понятие, аудитория с вниманием переключалась на спикера из названного АНО или другого чиновника, который, согласно программе, должен быть рассказать о том, что сделано во исполнение решений правительства.

Пять базовых направлений: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность, давали, казалось бы, достаточный простор для достижений. Однако еще весной 2018 года доклады ответственных лиц зачастую сводились к перечислению положений судьбоносного распоряжения №1632-р. Порой это вызывало выкрики из зала: «Да сколько можно это слушать!».

Нельзя, конечно, сказать, что вообще никто ничего не делал. Например, Технический комитет Росстандарта 194 «Кибер-физические системы» (ТК 194) совместно с Ассоциацией интернета вещей разработал национальный стандарт Интернета вещей и вынес его на публичное обсуждение. Обсуждение пошло жарко, сразу появились предложения о стандарте альтернативном. Но это была, во всяком случае,  серьезная попытка продвинуться вперед в решении действительно актуальной задачи. Плюс пример взаимодействия с ИТ-отраслью, с бизнесом. Другие попытки, в том числе развитие отраслевых дискуссий, свелись, насколько можно судить со стороны, к дележу не слишком жирного пирога. «Там денег на одного, а претендуют пятеро» - это неформальная оценка ситуации в энергетике изнутри. 

Для энергетиков вообще вся затея со Smart Energy, включаемой в «цифровую экономику» как «цифровая энергетика», выглядит достаточно парадоксальной. Отрасль централизована организационно и технически. Конкуренции нет, рынка нет, частного бизнеса нет. Кто помнит, рынок уже один раз создавали, но как-то не задалось и постепенно все вернулось на круги своя с небольшими изменениями. Энергия производится вполне традиционным образом, тарифы заданы государством, «играть» ими компании не могут. Вся модернизация идет за счет государства, что дали  то дали, а что нет  того нет.  Энергия в разы дешевле, чем в Европе. А концепция Smart Energy  это децентрализация, производство энергии, в том числе и в частных домах, выбор тарифов, альтернативные источники энергии, гибкость во всем. И придумано это все было в высококонкурентной среде и при высоких ценах на энергоносители.

Естественно, при таком положении дел отраслевые конференции тоже наглядно демонстрируют непреходящую растерянность и ИТ-специалистов, и топ-менеджеров. «Дайте денег и скажите, в чем должна цифровизация заключаться!» - конечно, прямо этого никто сказать не может, но вопрос витает в воздухе. И энергетики, и их коллеги из других отраслей дружно говорят в кулуарах: вся затея с цифровизацией  это очередная попытка поставить все финансовые потоки под тотальный контроль государства. 

В мае 2018 года было создано  Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, министром назначен Константин Носков. Вскоре стало известно, что программа «Цифровая экономика» будет пересмотрена и возможно преобразована в национальную программу. Итоги пересмотра должны стать известны к 1 октября. Летом в СМИ появились впечатляющие цифры, запрашиваемые на новый раунд. Расходы еще не утверждены. Львиная их доля приходится на инфраструктуру, под которой понимается создание российского аналога проекта OneWeb, создание гибридной сеть спутниковой и сотовой связи. Сравнение с цифрами 2017 года показывает, что аппетиты по этой статье расходов выросли минимум в полтора раза. Бессмысленно обсуждать цифры расходов, если их не с чем сравнить: ни с возможными доходами, ни с возможной экономией чего-либо. Остается только ждать осенних решений по этим затратам, которые полностью финансируются гражданами, ведь у государства нет других денег, кроме налогов. 

Как Вы считаете, может ли цифровизация, несмотря на все ее сложности, стать реальным драйвером для развития страны?

Комментарии (6)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь
    Рейтинг73930

    Начальник управления информационных технологий

    АО МПО им.И .Румянцева

    10.09.2018 14:25
    Владелец «Быстроупака» был чрезвычайно доволен.
    «Красиво составлено, — решил он, — под таким соусом и деньги дать можно. В случае удачи — почет! Не вышло — мое дело шестнадцатое. Помогал детям, и дело с концом». (И.Ильф Е.Петров "Двенадцать стульев").

    Цифровая экономика - это, собственно, говоря по-русски - автоматизация всей страны. Все то же самое, только вид сбоку. Под автоматизацию денег съедено уже не меряно, с переменным успехом. Деньги нужны еще, надо как-то кормить соответствующие структуры и армию ответственных прихлебателей. Отсюда и родился этот замечательный термин. Цифровизация. Звучит-то как. Но как не называй, все это по-прежнему есть "внедрение информационных технологий" в экономике, промышленности. Везде. Дубль 2. Или 3.
    Платье короля остается прежним.
    1
  • Скрыть ветвь

    Независимый эксперт

    11.09.2018 12:23

    Ответ на « Владелец «Быстроупака» был чрезвычайно доволен. «Красиво составлено,... »

    Я так понимаю, что под этим соусом собираются быстренько сделать альтернативный интернет для всей планеты. Во всяком случае мы же отказались размещать на своей территории станции для OneWeb. Насколько знаю неформально, есть уже по крайней мере пять проектов наших "альтернатив", и ни одна еще не работает. Даже на уровне прототипов или хоть чего-нибудь, что потрогать можно.
    0
  • Скрыть ветвь

    Независимый эксперт

    11.09.2018 12:25
    Строго говоря, цифровая экономика "у буржуев" - это Амазон, Uber, Airbnb - то есть бизнесы, принципиальным образом связанные с ИТ, невозможные без ИТ. Что характерно: все такие бизнесы возникли без участие государства и без госпрограмм по их развитию. Просто общий экономический климат стран, где они появились, способствует развитию бизнесов. В том числе таких.
    1
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг5850

    Старший инженер, аналитик.

    Научно-производственное объединение

    11.09.2018 16:44
    Как Вы считаете, может ли цифровизация, несмотря на все ее сложности, стать реальным драйвером для развития страны?
    Нет, не станет. Слышу про подобное с 25 съезда КПСС.
    Цифровизация нужна, но это далеко не панацея. Очень далеко.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг73930

    Начальник управления информационных технологий

    АО МПО им.И .Румянцева

    12.09.2018 08:12
    Собственно, цифровизация, она же автоматизация, роботизация и иже с ними полным ходом идет с начала 90-х годов. С переменным успехом, по всевозможным граблям. Но идет. И нельзя сказать, что успехов совсем нет - положительные эффекты налицо. Сужу, хотя бы, по своему нынешнему предприятию. Да и в повседневной жизни в этом плене очень многое изменилось. Другой дело, что мы вот просто так ничего делать не можем. Надо обязательно лозунг провозгласить. Ничего не изменилось с тех пор. Индустриализация, Электрификация, Коллективизация. Теперь цифровизация. Еще вот придумал такой - импортозамещация! :) А лозунг хорошо превращается в программу действий. А под программу действий хорошо можно деньги пили осваивать. Попутно, конечно, давая и выхлоп.

    На мой взгляд, "реальным драйвером для развития страны" цифровизация стать может. но, тут соглашусь с уважаемым Анатолием Михайловичем, не станет. Еще и потому, что это действительно не панацея и не единственный фактор. Один из .
    Впрочем, посмотрим.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1090

    заместитель начальника отдела ИТ

    Акционерное общество "Мичуринский завод "Прогресс"

    12.09.2018 10:50
    Добрый день!
    Автоматизация это немного не цифровизация. Автоматизировать можно и на аналоговой базе или используя примитивное управление. Теория автоматического управления возникла очень давно. Другое дело, что более эффективно её можно использовать при существующих технологиях, а технологи с каждым днём развиваются всё быстрее и быстрее.
    Используя "цифровизацию" интересно собрать информацию с тех элементов, где её ещё мало собирали или не собирали вообще. А главное, потом, правильно обработать весь этот гигантский объём информации. Я говорю об обработке структурированных и неструктурированных данных, искусственном интеллекте, предиктивном анализе и т.д.

    Согласен с уважаемым Виктором Александровичем, что "реальным драйвером для развития страны" цифровизация стать может, с маленьким дополнением - если это интересно бизнесу.
    Также скажу, что под этот "шумок" многие чиновники и руководители предприятий будут вынуждены по другому относиться к ИТ, да и ко многому другому, а это тоже очень хорошо!
    0

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.