Shadow IT: из тени в свет перелетая

Просмотров: 2254
Автор:
Костяков Сергей

Костяков Сергей

Независимый эксперт

В последние два-три года в западных публикациях, посвященных корпоративным ИТ, периодически поднимается тема так называемых «теневых ИТ» (shadow IT), и за прошедшие несколько месяцев интенсивность обсуждения этой темы заметно возросла. Если совсем коротко, речь идет о тенденции децентрализации в построении информационного ландшафта предприятий и появлении в его составе целого ряда приложений, которые не являются частью официального корпоративного стандарта в сфере ИТ-поддержки. Эти приложения разворачиваются из облачной среды в отдельных бизнес-подразделениях, по их инициативе и за счет их же бюджета. Даже намеков на то, что мы говорим о чем-то полулегальном или деструктивном для бизнеса в данном случае однозначно нет. Наоборот, тенденция в целом считается позитивной, и задача состоит в том, как оптимальным образом взять процесс под контроль. 

Как и у всякой устойчивой тенденции у shadow IT существуют движущие силы, которые в ИТ опять-таки всегда имеют составляющую, связанную с развитием рынка предложения (которая, прежде всего, определяется технологиями), а также с внутренними механизмами организации бизнеса компаний. Рыночная составляющая в данном случае очевидна — это своего рода «демократизация» ИТ-поддержки за счет появления публичных облачных сервисов, устанавливаемых и эксплуатируемых по модели self service без участия ИТ. Вполне ожидаемо, что наиболее популярными из них являются сервисы совместной работы (Slack, Flock) или файлового обмена (Box, DropBox). Вместе с тем есть и более специализированные, посвященные, скажем, взаимодействию с клиентами, автоматизации направления R&D и масса других. 

Внутренние механизмы тоже очевидны. При наличии shadow IT или без них в современном бизнесе отдельные подразделения приобретают все большую самостоятельность как в принятии решений об ИТ-внедрении, так в отношении финансирования ИТ-проектов. В условиях плотной насыщенности бизнеса функциями ИТ-поддержки и нынешнего разнообразия предложений придерживаться исключительно децентрализованной политики в ИТ становится все труднее. 

Что касается российского рынка, то данные драйверы вполне характерны и для него. Казалось бы, теневое ИТ по определению покушается на базовые принципы развития информационной поддержки бизнеса — корпоративные ИТ-стандарты и регламенты. Но во всем потоке информации на эту тему нигде невозможно уловить мысль о том, что все это следует запретить. Ключевая идея тут совершенно другая — если развитие тенденции необратимо, ИТ-департаменту необходимо возглавить соответствующее движение. В рекомендациях самого разного толка сейчас недостатка нет, масса статей на эту тему выходит в излюбленном западными СМИ формате — «Топ 10 способов добиться нужного результата». 

Кратко приведем лишь наиболее интересные и часто повторяемые тезисы, хотя и их вполне можно считать дискуссионными. 

  1. В решении вопроса, как сделать отчасти стихийный процесс распространения shadow IT стабильным и управляемым, способны помочь качественно выстроенные ITSM-процессы. Они как минимум дают возможность выстроить технологичный диалог между ИТ и пользователями различных бизнес-юнитов. Одновременно здесь мы по определению исходим из сервисной модели, в рамках которой сочетание теневых и классических ИТ выглядит вполне естественным. 
  2. Необходимо интенсивно использовать инфраструктурные ИТ-решения управления устройствами и приложениями (продукты класса Unified Endpoint Management, Client Management Tools, Enterprise Mobility Management и пр.) а также технологии управления программными активами (SAM).
  3. Большую помощь в решении задачи взять shadow IT под контроль играет переход ряда ключевых инфраструктурных ИТ-сервисов (ИТ-безопасность, Disaster Recovery, бэкапирование или реплицирование данных) на модель XaaS. Решения соответствующих поставщиков, как правило, позволяют работать как с on-premises, так и с популярными облачными решениями. 
  4. Необходимо по возможности организовывать работу смешанных команд, когда сотрудники ИТ-департамента фактически поступают в распоряжение бизнес-юнитов, участвуют в ключевых для них проектах, а их работа при этом финансируется из бюджетов данных подразделений. 

Это далеко не исчерпывающий список рекомендаций, и по каждому пункту существуют нюансы, касающиеся традиций и специфики корпоративных ИТ в России. Но об этом надо говорить отдельно. При этом на основные вопросы: в какой форме развитие shadow IT будет характерно для местного рынка, стоит ли возглавить данное движение и какие рычаги должны быть задействованы на местном рынке — должны дать ответ сами CIO российских предприятий. 

Комментарии (3)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь
    Рейтинг370

    системный администратор

    ООО "Нанолек"

    23.10.2018 15:00
    "не можешь победить - возглавь"(с) ? я б добавил "и разрушь изнутри" :)
    В теории как всегда все красиво... автоматизация пользователей, самостоятельные подразделения под чутким руководством IT служб. А на практике по спирали возвращаемся к тому, что еще недавно называли "лоскутной автоматизацией" и хаяли все кому не лень. Обертка поменялась, а проблемы остались прежние: несовместимость процессов/форматов/данных, отсутствие контроля за перс.данными, конфиденциальными и т.д.
    0
  • Скрыть ветвь

    Head of T infrastructure (Начальник IT инфраструктуры)

    Fx

    25.10.2018 17:26
    Общими словами о каких-то частных конкретных вещах.

    Очень похоже, что это компиляция неких зарубежных статей (или одной статьи).

    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1130

    Советник по развитию диджитал услуг

    НКО "Благотворительный фонд Даунсайд Ап"

    14.11.2018 21:30
    За годы работы я многократно сталкивалась не только с теневыми ИТ решениями, но даже с теневыми инфраструктурами внедрениями. Вы встречали неизвестные сервера в комнатах при переезде? А мы - да! И не в каких-то мелких компаниях, а в вполне себе выстроенных по процессам и внутренним аудитом гигантами... Как говорится, и смех и грех!

    На радость или на беду, но выработался целый спектр решений в таких ситуациях ))

    Автору публикации спасибо за вывод темы "из сумрака"
    0

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.