Благодаря спросу и вопреки препятствиям

Просмотров: 1851
Автор:
Костяков Сергей

Костяков Сергей

Независимый эксперт

Термин импортозамещение пытаются трактовать по-разному. Специалисты, отстаивающие необходимость сбалансированного развития технологий автоматизации часто употребляют слово импортозапрещение. Те, кто искренне видит в импортозамещении шанс для российского производителя используют более мягкий термин  внутренние протекционистские меры. Сейчас дискуссии в профессиональной среде смещаются  к более  конкретному вопросу: баланс «западное-российское». Именно вопросу нахождения  разумного баланса и была посвящена конференция Global CIO «ИТ — сделано в России». 

Есть ниши, в которых  мы  не можем обойтись без зарубежного софта, а есть те, в которых его применение  однозначно возможно и целесообразно. 

Неожиданным и интересным развитием стало замещение российскими системами западных продуктов на западных же предприятиях. То есть достижение цели, которую в явном виде изначально никто и не ставил. Так, по сообщению заместителя директора  Института развития цифровой экономики Финансового Университета при Правительстве РФ Хуссейна Аз-зари, компании Nestle и British American Tabacco с похожими проектами автоматизации в конце концов выбрали отечественные системы, хотя изначально рассматривали только зарубежное ПО. По его словам, сейчас мы имеем уже  достаточно много подобных сценариев, вполне позволяющих  системно изучать сложившуюся «побочную» тенденцию.

Что касается  продуктов, на замене которых отечественными аналогами не настаивают даже инициировавшие политику импортозамещения государственные структуры, то к ним на сегодня однозначно можно отнести системы информационной поддержки конструкторской и инженерной деятельности, используемые на крупных производственных предприятиях. О наличии в своем ландшафте систем класса CAD, CAE, PLM ведущих зарубежных поставщиков и о невозможности предпринять какие-либо инициативы в отношении замены соответствующих систем отечественными разработками на конференции заявили представители  двух машиностроительных компаний  АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» и концерна «Калашников». Здесь же отметим, что некоторые другие внедряемые на крупных промышленных предприятиях ИТ-системы, эксплуатация которых часто сопряжена с исполнением особо критичных с точки зрения бизнес-результата или с позиций обеспечения промышленной безопасности процессов, как раз вполне могут быть не западными. Так, представители концерна «Калашников» заявляют об успешной эксплуатации у себя на  производстве MES-системы собственной разработки.  

Директор по информационным технологиям «НПЦ газотурбостроения «Салют» Дмитрий Елисеев утверждает, что в свое время на предприятии пробовали использовать  отечественные разработки в области автоматизированного проектирования  и инженерного анализа данных, которые тогда как раз активно предлагались на рынке. В результате приходилось  очень много делать самим, но даже с учетом этих доработок продукт откровенно «не дотягивал» до уровня лучших  в отрасли машиностроения систем данного класса. И подобная ситуация, по его словам, сохраняется до сих пор.  

По совокупности представленных докладов можно сделать предположение о том, что  весьма перспективной нишей для отечественных разработок является формирование масштабных решений, предполагающих массовый доступ внутренних или внешних пользователей к информационным ресурсам компании. О создании неких внутрикорпоративных порталов, направленных на более эффективную работу специалистов компаний, на конференции сообщили представители «Сбербанка» (информационная поддержка  единой системы внутренних сервисов для  сотрудников Сбербанка) и «Ростелекома» (портал самообслуживания  внутренних услуг). При всей разнице поставленных задач в обоих случаях, кроме самого доступа сотрудников к информационным ресурсам, оказывается востребованным разработка неких сервисов, направленных на непрерывное повышение эффективности работы персонала. Это, как в случае проекта «Ростелеком», может быть совершенствование поисковых инструментов или средств коллективной работы. В случае «Сбербанка» источниками информации, а также объектом управления со временем становилась не только данные, поступающие от сотрудников, но и данные офисной телеметрии. В обоих случаях все это требовало и продолжает требовать новых  внутренних доработок. 

В известной степени похожий проект, предполагающий очень гибкую маршрутизацию информации, а также массовое  вовлечение в проект персонала крупной компании и парка  ее телеметрических устройств, был представлен известной розничной сетью «Магнит». С точки зрения бизнес-задачи, речь в данном случае  шла о построении  ИТ-системы поддержки оперативного обслуживания торгового оборудования в магазинах компании. 

Разумеется, внедрение отечественных программных систем может вполне оказаться в приоритете в случае наличия в России неких специфических методик в той или иной сфере деятельности, возможно доставшихся нынешним управленцам еще с советских времен. Это может касаться учета ресурсов, документирования тех или иных процессов, расчета тарифов и много чего еще. Одной из иллюстраций к данному тезису, по сообщению Хуссейна Аз-зари, является проект, несколько лет назад  выполненный для одной из энергетических компаний пермского региона. Реализация биллинговых операций  в данном случае изобиловала массой особенностей российского и даже конкретного регионального рынков. Разумеется, соответствующие алгоритмы невозможно было найти ни в каком зарубежном ПО, хотя биллинговые системы, как известно, являются весьма развитым  и многочисленным классом программного обеспечения.    

Анализ докладов также позволяет сформулировать (пока скорее предположительно) еще один тезис: чем богаче внутренний и внешний ландшафт автоматизации и чем он более востребован в бизнесе компаний, тем больше преимуществ может иметь отечественное ПО. Дело в том, что современная концепция ИТ-поддержки бизнеса в большей степени чем ранее предполагает интеграцию с сервисами государственных ведомств (налоговым или отраслевым министерством, миграционной службой и т. д.), а перспективе и со СМЭВ. Кроме  того, уже достаточно зрелая ИТ-инфраструктура распределенных холдингов тоже все чаще требует своего рода надстройки над системами автоматизации отдельных предприятий, придающей этой совокупности  функции консолидированной ИТ-системы. О целесообразности решать подобные задачи за счет российских  разработок говорили очень многие докладчики, среди которых представители холдинга ОДК, розничной сети  «Магнит», компании Uniliver, компании «Логика бизнеса» и ряда других. 

В свете  решения задач информационной интеграции полезно также отметить, что вообще можно понимать под российской разработкой. Как оказывается, это далеко не всегда должен быть законченный инструмент для решения строго определенной бизнес-задачи. Например, в основе  продукта компании Neoflex — Neoflex Datagram, о котором также было  сказано в отдельном докладе, лежит небезызвестный стек продуктов Open Source, ориентированный для решения задач Big Data очень широкого класса. Этот же вполне универсальный стек, как правило, кладется в основу коммерческих систем категории Big Data многих западных производителей. Разница при этом может состоять в том, насколько сам производитель насытил свою систему наиболее часто востребованными функциями интеграции, сформировав их на основе  данного стека силами своих же разработчиков. Понятно, что по количеству таких компонент будет, скорее всего, лидировать западное решение, в то время как по степени адекватности этих функций требованиям российского рынка более предпочтительной, скорее, будет российская платформа.

Еще одной сферой, где корпоративные заказчики, похоже, предпочитают российское ПО, является управление рисками. О приоритете разработки классических систем риск-менеджмента на конференции говорили спикеры из компаний BIOCAD и Газпром. К риск-менеджменту вполне можно отнести и разработки в сфере систем защиты критической инфраструктуры, которые на сегодня, пожалуй, можно однозначно считать российской вотчиной.  В рамках конференции доклад на эту тему был представлен со стороны Kaspersky Lab. 

Наряду с явными перспективами отечественных систем, организационные, да зачастую и просто бюрократические барьеры, препятствующие его широкому распространению, пока проявляются более чем явно. Обсуждению этих вопросов в рамках конференции был посвящен отдельный круглый стол. Фактически по единодушному мнению всех его участников  ключевой проблемой сейчас является сильная целевая разобщенность ведомств. Если одно из них может требовать от предприятия (прежде всего, конечно, государственного)  внедрения отечественной системы, то забота  другого — соблюсти правила конкурентных закупок. И если при этом  отечественный продукт окажется  еще и наиболее дорогим, требования отдельных ведомств тут же войдут  в явное противоречие. И этот лишь один из примеров подобных коллизий.  

Еще одна  проблема, наличие которой признали все участники дискуссии, связана с  финансированием разработок, которое в большинстве случаев должно осуществляться  на долгосрочной основе и при этом быть стабильным и предсказуемым. В России же  пока, с одной стороны, мы имеем очень длительные циклы подготовки госкомпаний к закупкам и, соответственно, сильно отложенное, да и не всегда предсказуемое финансирование. С другой стороны, при таком вакууме очень остро ощущается недостаток прямой поддержки государства хотя бы потенциально востребованных российских программных систем. Тут, кстати, все дружно начинают вспоминать один известный тезис, который ранее приходился к слову значительно реже. А он гласит, что очень многие разработки американских и европейских компаний, которые  при всех акцентах на импортозамещение мы сегодня все равно вынуждены использовать, как раз создавались за счет государственного  финансирования, а то и прямо на деньги силовых ведомств того или иного государства.   

Комментарии (2)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.