Дмитрий Карпенко: «Магазины — это уже не просто полки для товаров, это многофункциональные сервисные центры»

Просмотров: 1225
Автор:
Редакция Global CIO

Компания «Обувь России» одна из первых в российском ритейле внедрила блокчейн в бизнес-процессы, а именно: использует эту технологию для защиты персональных данных клиентов, которые обращаются к услугам рассрочки и денежных займов в розничной сети. С момента старта проекта рассрочки платежа в 2009 году этой услугой воспользовались более 1,3 млн. покупателей. Подробнее о проекте рассказал Дмитрий Карпенко, IT-директор группы компаний «Обувь России».

В чем ключевая особенность вашего конкурсного проекта? В чем его ценность для вашей компании? Как он вписывается в общую тенденцию по цифровой трансформации бизнеса?

Финансовые сервисы являются для нашей компании одним из ключевых направлений, которое мы развиваем с 2009 года. Услугой рассрочки платежа уже воспользовались более 1,3 млн. покупателей, и база клиентов постоянно растет, в том числе и потому, что розничная сеть компании активно расширяется: только в прошлом году мы открыли 192 новых магазина, включая 144 собственных. На текущий момент мы управляем более 720 магазинами в более 230 городах России. В условиях территориально распределенной компании и большого объема данных задача защиты информации, обеспечение ее неизменности выходит на первый план. Эту задачу нам помогла решить технология блокчейна.

Еще один важный момент: в последние годы происходят серьезные изменения в ритейле. Магазины — это уже не просто полки для товаров, а многофункциональные сервисные центры, которые предлагают набор услуг для покупателей. Также активно развивается омниканальная модель торговли, которая предполагает развитие нескольких каналов продаж и бесшовный переход клиента из одного канала в другой. Кроме того, стандартные программы лояльности не столь эффективны, поэтому компании создают целые экосистемы для взаимодействия с покупателями. Так, в «Обуви России» работает инновационная программа лояльности «Арифметика», реализованная на базе платежных карт. Она объединяет как традиционную накопительно-дисконтную систему, так и  набор дополнительных сервисов, таких как рассрочка платежа, денежные займы, электронный кошелек и т.п. Их список постоянно расширяется.

Все эти изменения в ритейле выводят значимость новых технологий на первый план. Они становятся весомой составляющей конкурентоспособности компании. Причем важную роль начинают играть и собственные разработки компании. Так, для управления нашими финансовыми сервисами мы внедрили оригинальный программный модуль, который разработан с учетом наших потребностей. В прошлом году мы перевели всю нашу розничную сеть на платформу «Рассрочка 2.0.» Это усовершенствованная IT-система для управления проектами рассрочки и денежных займов. Она более гибкая, позволяет индивидуально настраивать акции для наших клиентов и использовать персонализированный подход. На базе этой платформы мы смогли внедрить и технологию блокчейна. 

Блокчейн также является конкурентным преимуществом компании. В управлении ритейлом, как правило, используются стандартные программные модули. Бизнес-процессы, которые автоматизируются, также являются стандартными. И именно внедрение новых подходов, новых технологий становится тем элементом, который отличает компанию от других. 

Какие задачи Вам пришлось решать при реализации конкурсного проекта?

При реализации проекта мы ставили следующие основные задачи. Прежде всего нам нужно было обеспечить контроль сохранности данных о наших клиентах и всех транзакциях по договорам с ними, исключить возможность несанкционированного внесения изменений как изнутри, так и извне (хакерские атаки). Во-вторых, нужно было обеспечить нормальное функционирование IT-системы без замедления бизнес-процессов. В-третьих, необходимо было уложиться в рамки бюджета, который был не очень большим. В-четвертых, мы хотели изучить технологию, протестировать ее и понять, как еще можем ее использовать.

Все эти задачи мы решили. За период с мая 2018 года по январь 2019 года мы оформили более 500 тыс. договоров рассрочки и денежного займа с использованием технологии блокчейна. За этот период не было зафиксировано ни одной попытки несанкционированного изменения. IT-система работает в штатном режиме, быстродействие не пострадало. Также мы упростили систему контроля на местах за сотрудниками, которые оформляют договоры рассрочки и денежных займов. Еще один важный результат: мы протестировали технологию и видим возможности ее тиражирования на другие бизнес-процессы. Из возможных вариантов — это программы лояльности (CRM-система) и бухгалтерский учет. 

При реализации проекта мы использовали собственное программное решение, оно полностью интегрировано с нашей IT-системой и адаптировано под 1С, на базе которой автоматизированы бизнес-процессы компании. Для решения задачи мы задействовали собственные ресурсы и привлекали нашего постоянного партнера по другим IT-проектам — компанию «ИнфоСофт». Все это позволило нам реализовать проект в достаточно короткие сроки — в течение трех месяцев. 

Быстрое внедрение технологии стало возможным и потому, что у нас уже была создана инфраструктура для блокчейна — система распределенного хранения данных. У нас на этапе старта проекта уже работали три дата-центра в Новосибирске (головной), Хабаровске и Москве. Также в течение нескольких лет вся розничная сеть компании функционирует в онлайн-режиме 24/7/365. Кроме того, у нас был опыт внедрения собственных программных решений (речь идет об автоматизации управления финансовыми сервисами компании). 

Чему Вас научил конкурсный проект? Какие бы Вы рекомендации дали коллегам, которые начинают решение аналогичной задачи?

Прежде всего необходимо четко сформулировать задачу, которую вы хотите решить с помощью блокчейна. Сфер для внедрения сейчас много: это не только защита данных, но и управление поставками, отслеживание пути товаров, HR, гарантия качества, подготовка финансовой отчетности, программы лояльности и т.д. Лучше начинать с небольшого проекта, чтобы изучить и протестировать технологию, а потом уже задумываться о тиражировании на другие бизнес-процессы. Можно объединяться с другими участниками рынка, подключиться к уже действующим отраслевым платформам. Например, на рынке food-ритейла есть уже готовое решение IBM Food Trust, с которым работает ряд розничных сетей. 

Перед разработкой проекта необходимо понять, есть ли у вас инфраструктура для его реализации. Речь идет, прежде всего, о распределенном хранении данных. Если инфраструктуры нет, то ее создание также требует определенных инвестиций. 

К реализации проекта важно привлекать собственный кадровый резерв, необязательно делать ставку только лишь на внешних консультантов. Сейчас специалистов по блокчейну мало, но можно вырастить своих, дать им возможность изучить технологию, тем более что ваши сотрудники лучше всего знают специфику вашего бизнеса, всегда смогут адаптировать продукт под ваши потребности и тиражировать технологию в рамках вашей компании. 

Какие у Вас профессиональные планы на этот ИТ-год? Как Вам удается успевать за сверхбыстрыми изменениями в ИТ-сфере?

Мы постоянно мониторим рынок, изучаем, какие появляются новые технологии. Наш подход заключается  в том, что мы не гонимся за модой, а внедряем те решения, которые действительно помогают решать конкретные задачи. Как правило, исходим из потребностей наших клиентов. Например, мы в свое время увидели, что нашим покупателям нужна рассрочка на приобретение обуви, это был кризис 2008-2009 года. Тогда мы внедрили эту услугу в наших сетях. В дальнейшем стало понятно, что у наших потребителей есть масса других задач, которые они решают ежедневно. Это платежи за интернет, приобретение страховки, онлайн-платежи и т.п. Мы предложили нашим покупателям эти сервисы. В последние годы развивается омниканальная модель торговли, мы также внедряем новые технологии в этом направлении. Омниканальность мы используем не только в продаже товаров, но и в сервисах: так у нас есть интернет-магазины, их мобильные версии и мобильные приложения, в 2018 году мы запустили и мобильное приложение нашей программы лояльности «Арифметика». 

Планы на 2019 год — дальше развивать технологию блокчейн, тиражировать ее на другие бизнес-процессы. Совершенствовать систему анализа данных, особенно в том, что касается наших покупателей. Это позволяет нам персонализировать коммуникации с нашими клиентами, разрабатывать индивидуальные акции для них. Будем внедрять новые сервисы в рамках нашей инновационной программы лояльности «Арифметика». Также будем развивать систему омниканальных продаж, модернизировать наши онлайн-магазины, планируем запустить мобильное приложение нашего основной онлайн-площадки westfalika.ru с расширенным функционалом. 

Мы также отслеживаем, какие изменения происходят во внешней среде, изменения в законодательстве. Так, в этом году на обувном рынке планируют внедрить обязательную маркировку обуви. Это влечет за собой существенные изменения бизнес-процессов компании, поскольку необходимо строить систему учета и фиксации всех точек прохождения товара от производителя до конечного покупателя. Будет меняться складской учет, взаимодействие с поставщиками и т.д. Также необходимо закупать новое оборудование — сканеры и принтеры двумерных матричных шрихкодов. Для IT-службы компании это важный проект, который мы реализуем в 2019 году. 

Комментарии (0)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.