Виртуальный костюмчик сидит как влитой: реальные примеры цифровой трансформации

Просмотров: 1537
Автор:
Мельник Ольга Владимировна Рейтинг230

Мельник Ольга Владимировна

Независимый эксперт

Если пытаться говорить о цифровой трансформации серьезно, то можно заметить один явно повторяющийся от одной индустрии к другой тренд: позаказное производство. Переход от массовых, тиражных товаров к уникальному изделию для каждого клиента. Индустрия моды, возможно, уже довольно скоро сделает скачок и научится производить вещи «точно на меня», как это и было предыдущие 20 веков до начала промышленной революции, но на совершенно иной технологической базе. Традиционный фешн-ритейл при этом исчезнет.

Зачем этим вообще заниматься? Издержки слишком велики: большая часть всего массово пошитого продается через распродажи, привлекательность  даже очень известных брендов падает, на маркетинг идет масса средств без особых результатов. Итог — падает маржа. Как ее вернуть, а желательно бы умножить? Принцип ясен — нужно делать уникальные вещи. Но стоить они должны почти как произведенные массово, вот в чем проблема. 

И вот тут как раз появляется реальная «цифровая трансформация». 3D-принтеры, новые материалы, роботизированные системы, искусственный интеллект, а главное — новые связи между ИТ-системами, обмен другими данными, оптимизация по иным, чем делается сейчас, принципам. В каждом районе европейского города возникает маленькая фабрика, одежная или обувная. Всего несколько комнат, в них работают роботы и люди, 10 робототехнических комплексов — 4 человека. Никакого промышленного загрязнения, такое производство можно ставить рядом с жильем и на тех же коммуникациях. Материалы — синтетические, можно напечатать на 3D принтере, или выращенные из водорослей или другого дешевого биологического сырья. Модель покупатель может создать сам, компонуя доступные элементы и виды их отделки в виртуальной среде. Логистика сводится к минимуму, потому что большая часть деталей производится на месте. Сегодня заказал и оплатил (производитель не инвестирует средства на долгий срок) — через пару дней забирай и носи. Такие ботинки — только у тебя одного и сделаны по мерке. 

Фантастика какая-то. Далекое будущее. На самом деле, похоже что нет, будущее уже довольно близкое, дело нескольких лет. Во всяком случае, так считает Андрей Голуб, эксперт в цифровизации моды, профессор двух Школ Моды в Милане, основатель стартапа ELSE Corp., координатор группы по стандартизации 3D технологий для обувной промышленности. Об этом он рассказал на конференции «Цифровая трансформация. Роль ИТ-лидера», организованной Школой IT-менеджмента РАХНиГС. 

Что работает уже  сейчас и насколько мы далеки от нарисованной футуристической картинки? Возможность выбрать в виртуальном каталоге модель одежды или обуви и запросить к ней некоторые изменения уже есть у крупных брендов. Андрей Голуб рассказывает, что такие магазины, больше напоминающие шоу-рум, чем традиционный магазин одежды, уже есть у многих европейских брендов. В наличии есть немного вещей, все остальное делается и привозится на заказ, возможно с желаемыми модификациями: цвет, отделка, фурнитура. Ну а чтобы было интересно и приятно выбирать, в магазине оборудован «виртуальный ритейл-театр»: можно сделать свой аватар и мерить на него виртуальные костюмы. Пока это исключительно элитарные вещи, но, как мы знаем,  цены на оборудование падают довольно быстро, а технологии консьюмеризируются. Робототехнические комплексы уже есть, во всяком случае, действующие прототипы, и эта сфера очень быстро развивается. Производство, вернее выращивание искусственных материалов из биологических сред — одно из самых инвестируемых направлений в европейской индустрии моды. 

Существует софт для проектирования обуви, причем в нем наименьший объект, с которым можно работать  — не модель целиком, не ботинок, а отдельные его элементы: каблук, подошва, стелька, элементы верха. Поэтому и оптимизировать можно на уровне элементов: не то выяснять, куда лучше везти партию обуви, чтобы быстрей продать, а то, как спроектировать модельный ряд так, чтобы вариантов каблуков было поменьше, и делались они из минимального набора материалов, которые не надо возить далеко, но без потери потребительского интереса. Оптимизация проектирования и логистики на уровне комплектующих. 

Какая же цифровая трансформация без машинного обучения? В моде тоже это обязательно нужно. Прежде всего, собираются запросы потребителей. Чем таких запросов больше, тем точней прогноз вида «какие модели понравятся». ПО с элементами искусственного интеллекта проектирует такие «потенциально востребованные» модели уже сейчас. Именно они сформируют тот цифровой каталог, из которого будет выбирать покупатель, а производиться модели будут только на заказ. 

Из всех этих технологических новаций следуют два изменения, существенные для экономики отрасли. Во-первых, сильно снижается порог вхождения на рынок: не надо инвестировать миллиарды долларов в дизайн, производство и логистику. Чтобы основать «районную фабрику» достаточно скромного капитала. Значит — рост числа производителей. Старые цепочки возникновения прибыли «кутюрье — проектирование — производство — доставка — продажи» распадаются. Возникают совершенно новые, и взаимодействие идет полностью в цифровой форме. 

Сроки смены коллекций, появления новых товаров сокращаются драматически. Сейчас индустрия моды выпускает новые коллекции дважды в год. Новые подходы позволят делать это хоть каждые две недели. Маленькие партии, часто, постоянная смена коллекций — это уже реализуется на практике. 
Сам объект торговли меняется: продается не сама текстильная вещь или пара обуви, а ее цифровая модель. За которую нужно заплатить. Которую нужно защищать от пиратства. Но которую нужно иметь возможность модифицировать в необходимых пределах. Интересные ИТ-задачи на каждом шагу. 

Мода инициировала многое в прогрессе технологий ритейла и маркетинга. Возможно, именно индустрия моды будет одной из первых, где мы увидим сдвиги цифровой трансформации, причем в непосредственной от себя близости. 

Комментарии (7)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь
    Рейтинг2780

    Начальник Управления информатизации и связи (CIO)

    ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова

    16.05.2019 13:36
    Несколько странная статья, к чему это, в чём цель её написания и что хотел автор донести до читателя?
    Кроме того, вот это всё:
    "....3D-принтеры, новые материалы, роботизированные системы, искусственный интеллект, а главное — новые связи между ИТ-системами, обмен другими данными, оптимизация по иным, чем делается сейчас, принципам..." как автор далее пишет относится к элитарным, а значит весьма недешёвым вещам.
    Впрочем, в конце появляется надежда на то, что развитие означенных технологий приведёт к некоторому удешевлению себестоимости конечного продукта...
    Однако, ещё большее удешевление дадут (и дают) десяток гастарбайтеров со швейными машинками и таких примеров вполне достаточно...
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг230

    Независимый эксперт

    16.05.2019 16:48
    Нет. Не достаточно. Именно это автор - видимо не успешно - хотел донести до читателей:)) Они исчезнут - гастарбайтеры с машинками. Вместо них будет то, что написано в статье. И быстро.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг2780

    Начальник Управления информатизации и связи (CIO)

    ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова

    17.05.2019 09:08

    Ответ на « Нет. Не достаточно. Именно это автор... »

    Когда-нибудь будет, но точно небыстро....
    Т.к. кажущаяся лёгкость высоких технологий действительно кажущаяся; совокупная стоимость владения такой компьютеризированной "фабрики" существенно выше гастарбайтеров со швейными машинками. Не стоит забывать о таких простых вещах: как только вы купите железо и интеллектуальный софт, тут же потребуется сопровождение, потом обновление лицензий, потом производители железа обновят платформу и вам опять надо будет грэйдить софт, потом производитель софта решит сменить лицензионную политику..... и так по уже хорошо отработанному многими производителями кругу.... Так что быстрой дешевизны не будет точно.
    Как Вы полагаете, почему малый бизнес, хоть и вынужден покупать компьютеры, принтеры, сканеры (некоторые ещё и электронные подписи...), фискальное оборудование, но делает это только под давлением этих же самых фискальных органов и прочих контролёров, которые облечены полномочиями выкрутить этому несчастному бизнесу руки или вовсе угробить его штрафами?
    Да просто потому что ДОРОГО! Многие кооперируются в этих вещах как могут, в попытках сократить накладные расходы, не держат штатную бухгалтерию, пытаются слить данные в какое-нибудь "облако", экономят каждый цент/копейку...
    Подобных расчудесных, перспективнейших идей уже было немало - яркий пример интернет-пузыри начала "нулевых"
    Это я не к тому, что такого рода предприятий не будет, а к тому что оптимизма здесь нет никакого...
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг230

    Независимый эксперт

    16.05.2019 16:52
    Совершенно такие же разговоры "можно посадить сотню девушек/купить сотню дешевых серверов и это недорого" были, когда начинались колл центры, когда начиналась виртуализация, когда появились программы распознавания образов, речи. Да что там говорить - и станки с ЧПУ видимо так же были встречены. Эта логика не работает. Сотня девушек не заменяет колл центр. Напротив, колл центр - и девушек в нем - заменяет чат бот. И тоже быстро.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг2780

    Начальник Управления информатизации и связи (CIO)

    ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова

    17.05.2019 09:22

    Ответ на « Совершенно такие же разговоры "можно посадить... »

    Да, Ольга Владимировна, тут Вы правы чат-боты во многих случаях заменяют колл-центры с живыми операторами, примеров масса и Билайн и Мегафон, и банки...
    Они реально сократили расходы на персонал, но это не означает, что совокупная стоимость владения стала ниже, просто крупному оператору или банку, с одной стороны, эта стоимость может быть и не важна (у него другие приоритеты), а с другой стороны, окупаемость вложений за 3-5 лет для них нормальна, но для малого/среднего бизнеса это зачастую катастрофа.
    Ну и, как говорится, мелочь, "ложечка дёгтя" -- чуть только ваш запрос отличается от того (пусть таких всего 10%, но как правило, это серьёзные для клиента проблемы), что прописано в меню чат-ботов, так вы будете "нарезать круги" по этим пунктам голосового меню, пока каким-то чудом не прорвётесь к живому оператору и ещё не факт, что этот оператор вас правильно поймет (ибо квалифицированного персонала с внедрением чат-ботов стало гораздо меньше, опять же экономия на персонале) и переключит на вторую линию поддержки для реального решения вопроса.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг230

    Независимый эксперт

    21.05.2019 17:58
    По этой теме - цифровая трансформация в мире моды - Андрей Голуб недавно выпустил книжку, кому интересно детально узнать как и что - можно посмотреть - https://www.labirint.ru/books/695465/.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг230

    Независимый эксперт

    21.05.2019 18:08
    Что здесь принципиально важно? Проблемы СМБ вообще не интересны, если речь идет о трендах индустрии в целом. Интересно, что делают Диор и Армани. Что делают топовые бренды в этом направлении - вот это значимо. А делают они именно то, что написано: переходят к индивидуальному производству. И самое важное, что это производство будет дешевым. Не у Армани, нет. Но маленькие фабрики "на углу" будут дешевыми. В том то и штука: гастарбайтеры - хоть наши, хоть в Индонезии - делают только массовый товар. Маленькая фабрика будет делать его индивидуальным. А принтер сможет вам напечатать рубашку - ну самую простую - вообще за мизерные по нынешним временам деньги. Но вашу. И уникальную.
    Все эти разговоры - как комментарии выше - повторяются на каждом витке. И каждый раз происходит технологический прорыв - скажем, появляются дешевые смартфоны - и и сразу исчезает куча проблем, раньше казавшихся неразрешимыми.
    Еще в начале 2000-х я была на мастер классе Ольги Дергуновой в РАХНГиС, в Школе ИТ-менеджмента. Она говорила о форм-факторе, о том, что скоро телефон будет многофункциональным - видео, фото, музыка, платежи. Думаете, это кого-то заинтересовало? Ничуть. Единственное, о чем ее спрашивали со страстью - когда выйдет новая версия Аксапты:))
    Нужно понимать, что наша страна в этом смысле - на переферии, к сожалению, и новые идеи генерируются не здесь. Но даже если это так, то стоит хотя бы следить за тем, какие идеи уже реализуются в других местах, чтобы быть готовыми к их появлению в соседнем квартале.
    0

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.