Цифровизация образования: какие перемены нас ждут в ближайшем будущем?

Просмотров: 428
Автор:
Редакция Global CIO

Global CIO провел бизнес-завтрак на тему «ИТ технологии и цифровизация образования», на котором обсудили, как под влиянием современных технологий меняются требования к студентам, а также к организации процессов в образовательных учреждениях. Участники пришли к выводу, что в перспективе университетам не избежать уберизации — они  превратятся в технологические платформы, задачей которых станет не столько давать знания, сколько помогать обучающимся находить свою жизненную траекторию. А что Вы думаете о цифровизации образования? Присоединяйтесь к дискуссии!

Владимир Соловьев, руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации:

«Мир изменился. Преподавание классических математических дисциплин экономистам должно отвечать современным запросам. Учить новым технологиям можно тогда, когда преподаватели сами реализуют проекты в области искусственного интеллекта для реальных заказчиков, создают интеллектуальные системы и сервисы. Чтобы создать востребованную программу, необходимо построить учебный процесс, который отталкивается от реальных проектов.
Перемены в образовании должны обязательно произойти в ближайшие 5-10 лет. Иначе может повториться ситуация на рынке такси, который кардинально изменили Uber, Яндекс и другие сервисы. Университет — это тоже платформа, которая может превратиться в определенное технологичное решение. Причем современный университет должен не просто «накачивать» человека знаниями, а помогать ему построить свою эффективную жизненную траекторию. Для этого нужно, чтобы он соответствовал ряду важных моментов, например, был способен соединить студентов/выпускников с работодателями».

Посмотреть презентацию Владимира Соловьева, с которой он выступал на бизнес-завтраке, можно по ссылке.

Руслан Сулейманов, ИТ-директор, МГПУ:

«Наука меняется стремительно, однозначно в будущем все будет междисциплинарным, причем не только в передовых университетах. Все тенденции говорят о том, что у нас будут развиваться интеллектуальные помощники и чат-боты — они заметно потеснят мобильные приложения и будут активно участвовать в образовательном процессе». 

Посмотреть презентацию Руслана Сулейманова, с которой он выступал на бизнес-завтраке, можно по ссылке.

Василий Шевцов, директор ДИТ, РУДН:

«Нужно менять систему в образовании и переходить от «учить» к «учить учиться». Сегодня существует огромное количество образовательного контента. Для того, чтобы повысить свою квалификацию уже не нужно ходить на курсы, лекции, встречи, достаточно открыть интернет и найти нужный контент. И вот именно этому — правильно искать информацию — мы должны учить, начиная со школьной скамьи. Многие студенты при подготовке к экзаменам не ходят на лекции своего преподавателя, они готовятся по лекциям на ютубе других преподавателей, потому, что считают их качественнее. В итоге мы видим прекрасный итог конкуренции в образовательной среде, когда студент выбирает не только более доступную форму контента, но и более качественный контент, или более приемлемый для своего восприятия. Думаю, что через некоторое время образовательные программы должны существенным образом модифицироваться, ведь бесплатного обучающего контента сегодня достаточно и с каждым годом его становится все больше. В теории, получить высшее образование может каждый желающий не выходя из дома. Но актуален вопрос — как такому человеку защитить свои компетенции? Именно эту задачу, на мой взгляд, нужно сегодня решать».

Посмотреть презентацию Василия Шевцоова, с которой он выступал на бизнес-завтраке, можно по ссылке.

Дискуссии о том, как технологии изменят мир образования, идут уже несколько лет. Обсуждаются такие тренды, как персонализация образовательных процессов, внедрение элементов геймофикации, использование интерактивных учебников. А что Вы думаете про будущее образования? Делитесь своей точкой зрения в комментариях! 

Комментарии (3)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь
    Рейтинг2760

    Начальник Управления информатизации и связи (CIO)

    ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова

    05.06.2019 12:57
    "В теории, получить высшее образование может каждый желающий не выходя из дома." -- на мой взгляд, это весьма порочная теория.
    Обучение в ВУЗе это ведь не только "накачка знаниями" -- это создание целостной картины мира на основе современного НАУЧНОГО представления о мироздании (посмотрите вокруг, сколько развелось мракобесов и лжеученых с их антинаучными теориями всякого рода, не просто так в РАН создана специальная комиссия по борьбе с лженаукой), это научные школы (которые вопреки всем усилиям нашего замечательного правительства умудрились выжить), это вектор мышления молодого человека и, несомненно, это базовые фундаментальные знания, закладываемые в голову студента на первых трёх курсах. Как вы думаете сколько из таких интернет-заочников (для простоты возьмём технарей) станут добровольно изучать теор. мех или сопромат? Я уж не говорю про теор. физику или теорию упругости...
    Если взять медицину, то здесь интернет-заочное обучение в принципе невозможно. Вы пойдёте на приём к врачу, который видел пациента только на фотографиях и ни разу не был в анатомичке?
    Не стоит в образовании делать резких движений!
    Мало нам последствий ЕГЭ и болонской системы (спасибо Фурсенко и сотоварищам!) ?
    1
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг8690

    Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам

    ЗАО "ЕС-лизинг"

    05.06.2019 13:02
    К сожалению мне трудно представить это будущее только в розовом цвете. Кроме того, рассуждать об этом только с точки зрения технологий считаю не просто бессмысленным, но и вредным делом. Возможно, мне несколько проще об этом рассуждать, т.к. преподаю и в магистратуре и секторе дополнительного образования, занимаюсь аналитикой и управлением, в ИТ уже много лет. И, самое главное, вижу чиновников этих ведомств.Тех, кто указывает дорогу, так сказать. Технологии - это здорово. Но не забываем ли мы, господа, о том, что непосредственное общение - важнейшая часть обучения? Уверена, что никакой интернет не заменит передачу опыта, обсуждения "глаза в глаза". Это теперь как швейцарские механические часы, признак роскоши, не все могут себе позволить. Однако, есть одно, но огромное НО. Безусловно, надо делать так, чтобы в процессе обучения активную роль играли практики. Но при этом такие практики должны быть "грамотными и современными" практиками, быть, так сказать, на острие... А также владеть навыками общения, быть лидерами, иначе передавать-то они будут, но никто не возьмет... Так где же их взять? Надо научиться искать таких людей, давать при необходимости им нужное профильное образование (для галочки), мотивировать, холить и лелеять. А что слышу? Вопрос от чиновников: как сделать так, чтобы выпускники педагогических вузов шли работать по специальности и при этом несли разумное, доброе вечное эффективно и результативно? Вот прямо за порогом учебного заведения и начинали... Мой ответ - никак. А по-другому инструкция не велит. Вот и возникает дилемма: с одной стороны цифровизация с ее технологиями, с другой - инструкция, где нет места ничему новому. Добавим сюда, что чиновники, может и хорошие люди, но не владеют современными знаниями и навыками, том числе управленческими и технологическими. Как им объяснить, что новое по-старому не построить? Им-то это новое зачем? И так хорошо, хотя требуют. Ну внедрят какой-нибудь CRM и какое-нибудь ERP, как написано в цифровой методичке. Но, простите, причем тут цифровизация образования? И, да, любая проектная деятельность в вузе, нужна и важна, но, как мне кажется, не приведет к быстрому получению актуальных знаний, хотя, безусловно, поможет получить некоторые навыки. Учить учиться - старый и верный лозунг, но это, опять-таки, стратегия. А тактика где? КАК это делать? "Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением". Сунь Цзы. Искусство войны. Этой фразе более 2000 лет, а у нас все по-старому, стратегии пишем, а КАК их реализовывать, не задумываемся. Есть целый институт стратегии развития образования. Зайдите на их сайт, почитайте, сколько красивых, но абстрактных слов... Сам сайт выглядит странно и даже местами есть ошибки, а вот поиска нет, да и найти какую-нибудь стратегию мне там не удалось. А потом см.выше...
    1
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг610

    начальник отдела ИТ, АСУТП, метрологии и связи

    ООО "Таймырбурсервис"

    10.06.2019 07:45
    Получил 3 образования дистанционно. И ка чество я думаю от этого не стало хуже. Всё зависит от самого обучаемого, если есть желание то изучаемый материал будет изучен, если студент не хочет учиться то и на очном обучении будет спать на лекциях. За счёт дистанционных технологий я смог обучаться в любых ВУЗах которых захочу: Уфимский государственный нефтяной технический университет, ВШЭ, университет Баумана, с очным обучением у меня не было бы таких возможностей
    0

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.