Биометрия как помощь коллективу.

Просмотров: 1361
Автор:
Адмиральский Сергей Георгиевич Рейтинг2290

Адмиральский Сергей Георгиевич

Руководитель службы эксплуатации — Адамас

Один из кейсов «Интеллектуального марафона»   был посвящен задаче корректного учета рабочего времени сотрудников для сетевых компаний с большим количеством представительств. Решения были предложены разные, в том числе экзотические, но большинство все же сошлось на мнении, что в такой ситуации следует применять биометрию. Об опыте использования биометрического контроля в компании «Адамас» рассказывает ее ИТ-директор Сергей Адмиральский.

Какой была постановка задачи бизнесом в этом проекте?

Около двух лет назад мы осознали , что тратим слишком много времени и сил на табелирование. Есть веб-форма на портале, где управляющий магазином планирует загрузку сотрудников, отмечает факт прихода. Было решено этот процесс автоматизировать при помощи биотехнологий. Но если первичная идея была сэкономить на заполнении табелей, то со временем выяснилось, что выгоды заключаются совсем в другом.

Почему вы выбрали именно биометрию?

Биотехнологии – компромисс между ценой и недоступностью для подделок. Так, например, пропуска легко передавать из рук в руки. Мы выбрали биометрию, решение от Biolink, потому что на тот момент это был единственный на российском рынке доступный по бюджету продукт. Единоразовая оплата — 10-12 тыс. рублей за один салон, плюс выплаты 200 тыс. рублей в год за техподдержку высокого качества на 3 тыс. сотрудников – такую стоимость мы расценили как приемлемую для решения поставленной цели. Что касается «сбойности» технологии и «страшилок» о трудностях идентификации, то хорошо помню время, когда аналогичные байки ходили про штрихкодирование, жизнь без которого сегодня невозможно представить, поэтому мое мнение, что это вопрос массовости применения.

Как шел проект?

В марте 2012 года мы начали переговоры о сотрудничестве с Biolink. Месяц тестировали продукт на двух магазинах и по итогам решили распространить его на всю сеть. Этап вывода после пилота заключался в необходимости обязательной стыковки с «1С: ЗУП», где у нас ведется весь кадровый учет, чтобы не отслеживать перемещения персонала вручную. Это мы довольно быстро сделали. Технологического решения второго замечания к системе — активация сканера, подключаемого к компьютеру через USB только после включения самого компьютера, мы пока не нашли. Получается, что человек фиксируется системой с некоторой задержкой относительно фактического прихода в офис. Поэтому мы просто приняли решение не учитывать 15- минутные опоздания.

О плюсах внедрения. Теперь мы знаем всё: приход, уход, перемещения людей. Можно отслеживать в реальном времени нахождение сотрудников на рабочем месте.

При расчете возврата инвестиций «Biolink solution» всегда аргументирует возможностью начисления заработной платы за реально отработанные часы. На самом деле для нас это не столь принципиально — у большинства категорий сотрудников совершено другие мотивационные схемы. Но во многих сферах такой подход действительно актуален. Например, ко мне недавно приезжали коллеги из «Риглы», которые задумываются с помощью биометрии решить задачу учета времени аутсорсингового персонала: сотрудников служб клининга, охраны и других.

Но если изначально мы рассчитывали, что автоматизация нейтрализует ошибки ручного ввода рабочего времени, то практика показала, что экономия на автоматизации заполнения табелей мизерная. Поэтому мы пришли к следующей схеме : созданию приложения, в котором отображаются рабочие смены из графиков, заданных в кадровой системе. С приложением работают руководители или назначенные табельщики, которые распределяют по сменам фамилии сотрудников, регулируя загрузку персонала, а потом там же отмечают тот или иной факт. Данные биометрии идут внизу отдельной строчкой как дополнительные, т.е. по факту заработная плата начисляется не базой BioLink —пока еще менталитет и уровень системы не позволяют сделать это. Тем не менее потенциал биометрии огромный. Данные системы становятся хорошим аналитическим инструментом. Например, она позволяет проконтроллировать время открытия магазина, согласно нашему регламенту, ювелирный салон должны открывать двое — теперь мы можем проверить соблюдение и этого требования. Сопоставление данных биометрии с показателями счетчиков трафика, продаж предоставляет колоссальные возможности для HR, например, оптимизации количества продавцов в торговом зале в зависимости от объективной потребности, построения почасовых графиков и других. Пока мы только начинаем работать с системой и изучаем прикладные возможности ее использования. Аналогичный путь в свое время мы прошли, внедряя счетчики входного трафика.

Сегодня для многих служб — маркетинга, товарного анализа и других — это рабочий инструмент №1, работа без которых невозможна. Но чтобы научиться правильно интерпретировать собираемые факты нам потребовалось порядка двух лет. Очевидно, такой же путь, видимо, должна пройти и биометрия.

Как воспринял ваш персонал биометрические нововведения?

В сентябре 2013 года мы мы запустили промышленную эксплуатацию системы. Первые два месяца тестировали ее на IТ- и HR- департаментах, выявили «родовые травмы» технологии и научились их обходить. На все категории персонала «накатывали» решение медленно и постепенно, но, безусловно, это все равно был взрыв.

В нашей компании исторически корпоративная культура основана на доверии, взаимном уважении и коллективной материальной ответственности. На производстве, где работают с драгметаллами, нет проходных, турникетов, обысков. Вакансии на производстве закрываются преимущественно по рекомендациям коллег, у нас минимальный для ритейла показатель текучки продавцов. Внутренняя среда нашей компании базируется на самоответственности: люди сами решают и сами знают, сколько необходимо работать, чтобы достичь результатов, тем более, что мотивация всех категорий персонала предполагает сдельную оплату труда. Поэтому идея тотального контроля рабочего времени восторга, мягко говоря, не встретила. Да и по итогам нескольких опытных экспериментов мы определили, что драконовские меры — не наш путь, не стоит овчинка выделки.

 

Что вы этому противопоставили?

От отрицания до привыкания прошло больше полугода. Я специально на техподдержку в офисе поставил сотрудника со стажем работы в компании 15 лет, его знают все. И если он говорит, что устройство работает, значит, так и есть. Не распознаются отпечатки? Присваиваем 12-значный код для идентификации.

Месяц назад был сделан очередной «наезд»: сравнив данные табеля с биометрией, предложили сотрудникам обосновать несоответствия — собрали более тысячи объяснительных. Эта мера внесет тонус примерно на полгода…. Сейчас у нас охвачены данной системой абсолютно все сотрудники, показатели биотабеля интегрированы в слой, который мы называем «управление дисциплиной».

В чем заключается это управление?

Руководитель может сам проставить рабочие часы, если знает, где был его сотрудник — на встречах, работал дистанционно — ведь по большому счету нет разницы сидит человек в офисе или работает из дома.

Если же действительно к человеку есть дисциплинарные вопросы, биотабель – повод поговорить и разобраться. Хороших сотрудников биометрия не оскорбляет. А тех, кто ленится, опаздывает, старается при случае пораньше уйти, их и так они видно, их приструнить – это помощь коллективу, а не противостояние.

Комментарии (3)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1710

    Начальник отдела АСУ

    ООО "Свитлэнд"

    25.01.2015 23:58
    Лично у пеня к сканерами отпечатков претензия в не гигиеничности. Все конечно от компании зависит, в ювелир. салонах может и чисто, а вот когда у нас внедрить пытались - у некоторых сотрудников склада настолько грязные и мозолистые руки, что пересканировали их отпечатки по 2 раза в мес.
    сканер представлял унылое зрелище и при попытке тиражирования этого пилота на офис, мне бы пришлось носить с собой спирт и салфетки.
    Но из- за глючности решения, систему списали и заменили на ключи доступа.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1500

    CIO

    ООО "Кристанваль-клининг"

    02.02.2015 11:09
    Добрый день, коллеги. Хотелось бы больше подробностей. Архитектура решения, как организовывали связь с центральным офисом, передачу данных от торговых точек. На какой инфраструктуре было построено данное решение?
    Сама идея мне кажется более чем интересной, при условии корректной связки с учетной системой (ЗУП).
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг2290

    Руководитель службы эксплуатации

    Адамас

    02.02.2015 13:17
    Архитектура у решения сетевая )) Сканеры есть двух видов, подключенный к компьютеру по USB с установленной на компьютер программой и настенный, подключенный непосредственно в сеть. Есть центральный сервер биометрии в офисе, с ним по заданному расписанию синхронизируются оба вида сканеров. Каждую ночь делается выгрузка из ЗУП по кадровым движениям (приемы, увольнения и перемещения), данные эти автоматически загружаются на сервер биометрии. Уволенные сотрудники блокируются (освобождается лицензия), принятые на работу заводятся в системе, перемещенные перемещаются между подразделениями и наследуют от контейнера нового подразделения различные свойства типа графика работы. Руками ничего особо делать не приходится, только контролировать логи. Данные с центрального сервера ежедневно выгружаются в корпоративный BI, где и используются в сочетании с данными от других систем для построения отчетов. Отпечатки пальцев новых сотрудников регистрируются двумя способами - для офиса отделом кадров при приеме на работу, для магазинов управляющие при первом выходе сотрудника снимают отпечатки и присылают в офис, там их загружает на сервер служба поддержки (этот этап не автоматизирован).
    0

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.