CмартСтаффинг как тренд

Просмотров: 3432
Автор:
Руслан Гайнанов, SmartSAP.com

Практически любая дискуссия о проектах в высокотехнологичной индустрии рано или поздно скатывается к теме дефицита трудовых ресурсов — мол, были бы в достатке ИТ-кадры, все было бы быстрее, выше, сильнее, экономика самомодернизировалась бы в кратчайшие сроки, а затем и Microsoft пал бы под натиском отечественного ПО. Однако система образования не торопится удовлетворять потребности работодателей. В сложившейся ситуации бизнесу, наряду с необходимыми вложениями в подготовку специалистов, стоит пересмотреть отношение к использованию трудовых ресурсов. Ведь что делает любой адекватный владелец бизнеса в трудное время? Сокращает расходы, оптимизирует издержки и ищет пути более эффективного использования ресурсов. Человеческих в том числе.

Специфика работы ИТ-отрасли подразумевает значительную долю проектной занятости, и, вероятно, большинство уважаемых участников сообщества знакомо с ситуацией, когда по завершению одного проекта нет возможности сразу перебросить всю команду на решение других задач. Часть высококвалифицированных штатных специалистов простаивает, а работодатель, связанный условиями договоров найма, несет расходы. Нередко компании сталкиваются с обстоятельствами обратного характера — проект затягивается по причине отсутствия в штате сотрудника с определенным набором компетенций, необходимым как раз для решения сегодняшней задачи. В штате такого специалиста нет по вполне определенным причинам — он нужен «раз в пятилетку», но когда этот «раз» случается, возникают нешуточные трудности.

В подобной ситуации возможность оперативно найти и привлечь на пару месяцев такого специалиста — бесценна. Так почему бы не «одолжить» его у другого профессионального поставщика ресурсов? Почему бы не отдать свой, временно свободный персонал, на реализацию стороннего проекта? Некоторое время назад мы «ухватили за хвост» эту мысль, сформулировали концепцию и даже придумали название: СмартСтаффинг — управленческая технология, базирующаяся на идее перераспределения временно доступных трудовых ресурсов (без вывода за штат) между профессиональными участниками рынка. Проектное перераспределение трудовых ресурсов между компаниями способно понизить кадровую напряженность в индустрии, свести на нет простои персонала и существенно уменьшить количество затянутых и сорванных проектов. Конечно, для широкого использования предлагаемой модели необходимо проработать и апробировать механизмы, позволяющие осуществлять процедуру легитимно и безопасно. В качестве первого шага, мы реализовали проект для узкоспециализированной области: создали площадку SmartSAP, где происходит перераспределение высококвалифицированных SAP-специалистов между профессиональными игроками рынка.

Как это работает? Участники размещают в системе информацию о специалистах, временно не занятых на проектах компании (в формате тайм-слотов или консалто-дней) и проектах, на которые требуются дополнительные трудовые ресурсы. Поиск осуществляется по модулю, географическому положению, опыту работы и т.д., при нахождении подходящего специалиста/проекта, с представителем компании, разместившей информацию, можно сразу, не выходя из системы, провести переговоры и зафиксировать договоренности об участии в проекте или забронировать нужный ресурс.

ИТ-рынок сейчас постепенно проникается идеей «смартстаффинга». К примеру, в НП «РУССОФТ» — крупнейшем объединении российских компаний-разработчиков ПО — пришли к выводу, что подобная внутренняя система обмена свободными специалистами им необходима и придумали сервис «свободные ИТ-кадры», также работающий по принципу выявления излишков трудовых ресурсов и распределения их на «горящие» проекты к коллегам по цеху. IBM недавно объявил о создании «облака талантов» (talent cloud), в котором смогут участвовать и предлагать корпорации свою экспертизу специалисты со всего мира. Не будучи сотрудником IBM, человек может пройти специальную сертификацию от вендора, доказывающую его компетенции, найти информацию об интересном для него проекте и подать заявку на выполнение определенной части работы в его рамках. IBM экономит на офисе и расходах, на содержание штатных сотрудников, получая доступ к большому количеству трудовых ресурсов. Для специалистов такой подход не менее удобен — больше не нужно перебираться в крупные города, чтобы получить интересную и хорошо оплачиваемую работу.

Грамотная кооперация в вопросе владения трудовыми ресурсами и их оперативное перераспределение между работодателями — тренд будущего. А вы готовы «одолжить» временно незанятый персонал соседу по этажу, партнерам и даже конкурентам? Или подключить к проектной команде пару-тройку сторонних специалистов — от компании, в профессионализме которой вы уверены, конечно? Какие, по вашему мнению, в этом процессе плюсы-минусы, перспективы и подводные камни? Было бы интересно вам создать аналогичную площадку по обмену кадрами на ресурсе Global CIO?

 

Комментарии (13)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь
    Рейтинг49150

    Директор программ и проектов по технологиям

    ПО НТИ (РВК)

    10.07.2013 14:32
    Руслан, приветствую!
    Спасибо за дискуссию - очень интересно. Тем более что про кадровый голод тут уже говорили - все это отмечают. На мой личный взгляд - твоя идея обязательно должна получить большое развитие, т.к. все больше и больше мы идем к максимальной гибкости, изменчивости, а люди - это фундамент всего этого, поэтому гибко работая с людьми и их квалификациями, имея возможность оперативно подбирать "профессиональный паззл" под проект - компания получает огромное преимущество перед конкурентами.

    По вопросам :)
    А вы готовы «одолжить» временно незанятый персонал соседу по этажу, партнерам и даже конкурентам?

    На текущем месте работы - нет, итак не хватает :) А в принципе - надо смотреть на конкретную задачу. Если из-за этого не происходит утечки ноу-хау или какой-то конфиденциальщины - почему бы и нет, это средство обмена опытом.
    Или подключить к проектной команде пару-тройку сторонних специалистов — от компании, в профессионализме которой вы уверены, конечно?

    На текущем месте - уже поздно. В остальном - аналогично предыдущему.
    Какие, по вашему мнению, в этом процессе плюсы-минусы, перспективы и подводные камни?

    Первый минус - см. выше. Не всегда возможно "пустить внутрь" человека со стороны по "временной" схеме работы.
    Второй минус - не минус, наверное, а сложность - данная парадигма предполагает очень развитую систему планирования и учета времени сотрудников. Так вот "сдашь в аренду" на месяц кого-то, а тут бах - как обычно бывает - срочное задание с самого верха...
    Третий (тоже не минус, особенность скорее) - такой подход требует изменения "психологии собственника" со стороны работодателя со всеми вытекающими, некоторой корректировки работы с HR...
    Еще одна особенность - данная "аренда" влечет за собой определенные тонкости в трудовых отношениях, которые надо также обрабатывать (где, например, специалист будет получать зарплату во время "аренды"? будет ли он иметь какой-то материальный стимул становиться предметом "аренды"? будет ли все это как-то отражаться в его трудовом контракте? и т.п.).

    Плюсы - конечно, это обмен опытом, как для специалиста, который таким образом может получать его не только в своей компании, но и вне ее, так и для самой компании (помним про кадровый голод, плюс возможность на разовые задачи привлекать по сути временный персонал, а не держать его в штате, платить зарплату и заботиться постоянно о том чтобы он не смотрел на сторону, плюс возможность быстро собрать команду для проекта - это конкурентное преимущество).
    Было бы интересно вам создать аналогичную площадку по обмену кадрами на ресурсе Global CIO?

    Да.

    (Исправлено 10.07.2013 14:58, Петров Михаил Викторович)

    2
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг1230
    11.07.2013 13:03
    Идея интересная, но, не новая :) Аутстаффинг давно придуман и даже кое-где используется, но, для достаточно крупных компаний не сильно применим, т.к. для "затыкания дыр" используется внешняя те. поддержка, для проектов используется оутсорсинг и т.д. К тому же, на "временно не занятых специалистов" всё-равно "падают" всякие доп. расходы "корпоративного центра", в результате - покупка таких людей не у аутсорсера, а у аутстаффера большой экономии в средствах всё-равно не дает. Теперь по вопросам.

    А вы готовы «одолжить» временно незанятый персонал соседу по этажу, партнерам и даже конкурентам?

    нет, не готов, т.к. "лишнего" персонала нет.

    Или подключить к проектной команде пару-тройку сторонних специалистов — от компании, в профессионализме которой вы уверены, конечно?

    тоже не готов, т.к. загрузка специалистов всё же планируется так, что бы "временно не занятых" не было. Понятно, что случаются накладки и "Армагеддоны", но, всё же это по большей части исключения, чем правила.

    Какие, по вашему мнению, в этом процессе плюсы-минусы, перспективы и подводные камни?

    Тут в общем то особо прокомментировать нечего, т.к. процесс давно в общем-то известный. Михаил в комментарии выше уже все плюсы/минусы описал :) Полностью под этими +/- пописываюсь :)

    Было бы интересно вам создать аналогичную площадку по обмену кадрами на ресурсе Global CIO?

    Интересно - да, было бы интересно. Разумно - нет, не уверен. Хотя, интерес сильно перевешивает разумность :) т.к. ответа на вопрос "А вдруг?" никто не знает :)
    1
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг8730

    Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам

    ЗАО "ЕС-лизинг"

    12.07.2013 16:18
    Действительно, интересная и работающая идея. В нашей компании такая система была реализована на Lotus Domino в конце 90-х годов. Она охватывала пул не только своих работников, но и сотрудников смежных компаний в границах нескольких стран. Система была модулем общей системы управления. Можно было не только отследить занятость каждого специалиста по проектам, но и легко добавить или удалить специалистов, присваивать им разные роли одновременно в нескольких проектах, найти нужных для конкретного проекта и обновить квалификационные атрибуты.
    Единственное грустное слово - "была"...
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг49150

    Директор программ и проектов по технологиям

    ПО НТИ (РВК)

    12.07.2013 16:33
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг8730

    Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам

    ЗАО "ЕС-лизинг"

    12.07.2013 17:02
    Изменились заказчики, а с ними и требования к системе управления. Зрелая система, поддержанная инструментарием, стала "нерентабельной". Да и излишняя прозрачность стала невостребованной. Классика жанра...
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг49150

    Директор программ и проектов по технологиям

    ПО НТИ (РВК)

    12.07.2013 17:34

    Ответ на « Изменились заказчики, а с ними и... »

    понятно :( грустная история...
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг8730

    Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам

    ЗАО "ЕС-лизинг"

    12.07.2013 17:43
    Да, такова жизнь. Зрелость заказчиков и среды ведения бизнеса определяет многое, если не все.
    2
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг210

    Заместитель начальника отдела ИТ

    ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"

    16.07.2013 19:55
    "Трудовые ресурсы" перестанут ассоциировать себя с компанией, что приведет к падению специализации и само-PRу. Привлечение специалистов откроет широкое поле для HRа, возрастет цена удержания кадров.

    (Исправлено 16.07.2013 19:58, Соколов Сергей Валерьевич)

    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг49150

    Директор программ и проектов по технологиям

    ПО НТИ (РВК)

    16.07.2013 20:37

    Ответ на « "Трудовые ресурсы" перестанут ассоциировать себя с... »

    "Трудовые ресурсы" перестанут ассоциировать себя с компанией

    такой риск, кстати, есть, согласен

    что приведет к падению специализации и само-PRу

    ну, самопиара на рынке итак излишек и от работающих в компаниях людей...
    а вот почему приведет падению специализации?

    возрастет цена удержания кадров

    тоже - почему? хороший специалист итак постоянно получает приглашения от новых работодателей без всякой "аренды"... а тут по идее он будет больше самореализовываться, а если будет еще и материально стимулирован на "аренду" - то казалось бы наоборот, ему комфортнее будет у текущего работодателя
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг210

    Заместитель начальника отдела ИТ

    ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"

    16.07.2013 21:01
    Зависимым специалистам будет выгодно участие в большом количестве проектов, что несомненно приведет к расширению кругозора, а не сужению специализации.
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг49150

    Директор программ и проектов по технологиям

    ПО НТИ (РВК)

    16.07.2013 23:15

    Ответ на « Зависимым специалистам будет выгодно участие в... »

    специалист подобен флюсу - полнота его односторонняя :)
    в общем, я бы сказал что все-таки профессионализм "сданных в аренду" сотрудников в целом будет расти
    0
  • Скрыть ветвь
    Рейтинг210

    Заместитель начальника отдела ИТ

    ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"

    17.07.2013 07:30

    Ответ на « специалист подобен флюсу - полнота его... »

    Специализация происходит, когда у человека есть два вида инструментов - производственный и контроля качества, не говоря уже о мотивации. В данном случае, он станет предпринимателем.
    Стоимость удержание кадров, так же как и аренда будут расти не от сложности проекта, а от количества участия и "имен".
    0
  • Скрыть ветвь

    директор

    Тим Форс

    17.07.2013 11:14
    Исторически в нашей стране сильна привязка к работодателю. СмартСтаффинг это учитывает и можно сказать на это нацелен. Т.е. работник остаётся в штате и обмен экспертизой происходит между работодателями с целью повышения мотивации и профессионального уровня работника.

    Если работник решится на фриланс/предпринимательство, то он берёт на себя ответственность "самообеспечения" себя заказами. Многим специалистам, особенно техническим, такая головная боль не нужна. Тем более, что сегодня в большинстве случаев "в предпринимательство" идут ради (дополнительного) заработка, а не ради повышения профессионализма.

    Другими словами, для работника СмартСтаффинг - это повышение мотивации (дополнительное профессиональное развитие и заработок на фоне стабильности), для работодателя - инвестиции в персонал с целью повышения капитализации и лояльности. Для общества и государства (простите за пафос) - "виртуальные рабочие места", т.е. если работник "ушёл" в предпринимательство, то где-то убыло, а где-то прибыло. В нашем случае мы говорим о повышении эффективности и использовании внутренних резервов. Если кто-то хочет и может, то давайте поможем работать и зарабатывать/подрабатывать.

    P.S. намного серьёзнее (контр)доводы "про прозрачность". Согласен, это может загубить идею на корню сейчас. Надо действовать последовательно.
    1

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.