Airport Control Center

Заказчик
АО Международный Аэропорт Шереметьево
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
внутреннее подразделение
Год завершения проекта
2023
Сроки выполнения проекта
Май, 2022 - Декабрь, 2022
Масштаб проекта
1800 человеко-часов
Цели
Назначение проекта
Сбор, агрегация и динамическое отображение показателей производственной деятельности аэропорта, для повышения оперативности принимаемых решений в Центре управления аэропортом.
Задачи проекта
  • Обеспечить сбор оперативных показателей деятельности аэропорта из 40 производственных ИТ систем в режиме online
  • Обеспечить агрегацию данных и расчет бизнес-метрик, на основе собранных показателей
  • Унифицировать бизнес-метрики контролируемых показателей
  • Представить рассчитанные бизнес-метрики пользователям в интерактивном режиме, с возможностью настройки отображения
  • Обеспечить автоматический мониторинг превышения показателей
  • Обеспечить повышение оперативности принятия решений в Центре управления аэропортом

Результаты
Система была внедрена в эксплуатацию, и на практике подтвердила заложенную в проект идею - повышение оперативности принимаемых решений.
В т.ч. за счет:
  • Унификации контролируемых показателей
  • Автоматического мониторинга порогов превышения
  • Унифицированного представления показателей
  • Автоматического сопоставления плановых и фактических показателей
Все специалисты подразделения Заказчика отмечают повышение удобства, оперативности и объективности получаемых данных.
Система частично заменила собой ранее использовавшуюся специализированную аэропортовую BI систему - швейцарскую Zeus NeuroPie.

Формальных оценок данных метрик до и после внедрения системы не проводилось. Однако, по оценке заказчика, внедрение проекта позволило повысить оперативность принятия решений по основным производственным задачам аэропорта на 40-50%.

Ключевая метрика – Международный аэропорт Шереметьево продолжает оставаться одним из самых пунктуальных аэропортов мира, а также лучшего аэропорта Европы по качеству обслуживания пассажиров.


Уникальность проекта

Представленное решение абсолютно уникально на российском рынке аэропортов.
Шереметьево представлял данный проект на нескольких отраслевых форумах, и получил позитивный фидбек от других участников рынка.
Аналоги есть у крупных иностранных вендоров, таких как SITA, Amadeus, Zeus и другие.
Однако, они базируются только на собственных источниках данных, и не подразумевают интеграцию с системами сторонних производителей.

Проект решает задачи импортозамещения
Да
Использованное ПО
Решение полностью построено на Open Source компонентах.
  • Визуализация - Grafana
  • СУБД - PostgreSQL
  • TimeSeries Database - InfluxDB
  • ETL - Apache NiFi
  • Backend / ETL - Python
  • Frontend - JavaScript

На 2024 года намечен перевод системы на использование отечественного ПО, в части системных компонент.

Сложность реализации
Основные проблемы при реализации проекта
  • Архитектурная сложность. Сбор данных из 40 разрозненных производственных ИТ систем.
  • Унификация бизнес-метрик. В различных системах одни и теже данные могут быть представлены по разному, сотрудники разных подразделей по разному воспринимают данные метрики. В ходе данного проекта пришлось унифицировать все данные в плотном взаимодействии с Дирекцией главного технолога.
  • Оперативность обновления. Для обеспечения оперативного сбора данных в ходе проекта пришлось переработать механизмы интеграции систем.
  • Визуализация. Для ряда производственных показателей стандартных элементов визуализации не хватило. Пришлось разработать собственные виджеты для Grafana.


Описание проекта
В аэропорту Шереметьево еще в 2010 году было организовано подразделение - Центр Управления Аэропортом, где собраны оперативные дежурные всех подразделений аэропорта - более 50 человек.
Данное подразделение было организовано в рамках реализации концепции A-CDM - Airport Collaborative Decision Making - система совместного принятия решений. Аэропорт Шереметьево - единственный аэропорт РФ полностью реализовавший данную концепцию у себя.
Проблема заключалась в том, что представители разных служб используют в своей работы различные ИТ системы, имеющие разный контекст и несколько разные представления одних и тех же данных. Для получения объективной картины требовалось проверить данные по нескольким системам, сформировать отчет и доложить сменному Начальнику аэропорта.

Идея проекта пришла в голову практически одновременно и Заказчику (Дирекция Центра Управления Аэропортом), и ИТ подразделению (Дирекция ИТ систем управления производством). Заказчик увидел похожее решение в одном из крупных азиатских аэропортов, а внутри ИТ созрело технологическое решение для реализации проекта.

Идея проекта состояла в том, чтобы:
  • Обеспечить сбор бизнес-метрик из 40 различных ИТ систем аэропорта
  • Унифицировать их семантику
  • Обеспечить оперативное отображение
  • Обеспечить автоматический мониторинг пороговых значений
  • Обеспечить возможность настройки Dashboard индивидуально для каждого пользователя
Чтобы, в конечном итоге, повысить оперативность принимаемых решений, для повышения пунктуальности, качества, скорости и безопасности обслуживания пассажиров.
В качестве основных метрик используются:
  • Показатели пунктуальности по взлету и вылету
  • Количество пассажиров в различных зонах аэропорта
  • Наличие очередей
  • Погодные условия на летном поле и терминалах
  • Загруженность паркинга
  • Возникновение нештатных ситуаций
  • Своевременность наземного обслуживания ВС
  • Информация о подлете ВС к аэропорту
  • Многие другие показатели

В общей сложности, в рамках проекта было собрано и внедрено свыше 150 бизнес-показателей производственной деятельности из более 40 ИТ систем аэропорта.
В настоящее время, по просьбе Заказчика перечень контролируемых показателей расширяется, в систему подключаются новые источники данных, добавляются новые виджеты отображения и метрики.
Система позволяет как выводить информацию на общую видеостену, так и формировать индивидуальные панели для каждого сотрудника на ПК, и на мобильных устройствах.
Для получения общей картины происходящего в аэропорту, сменным специалистам достаточно взглянуть на видеостену. В случае отклонения какого-либо показателя, дополнительная информация может быть получена с помощью специализированных Dashboard'ов, или в специализированных ИТ системах аэропорта.
Видео-презентация проекта - https://cloud.svo.aero/s/Rv6mrtttemBvt0l
Презентация проекта - https://disk.yandex.ru/d/xeFh50AGWXnWww



География проекта
Проект изначально реализован как локальное решение.
При этом, результаты проекты включены в рамки проекта "Цифровая экосистема аэропорта", которую аэропорт Шереметьево планирует распространять и внедрять в ряде аэропортов РФ и СНГ, в течение 2024-2027 годов в виде стандартного решения
Аэропорт Шереметьево - первым и наиболее полно реализовал у себя все элементы концепции A-CDM - Airport Collaborative Decision Making, обеспечивающей совместное принятие решений со всеми участниками перевозок. В настоящее время, мы готовы распространять данные опыт и на другие аэропорты.
Проект "Цифровая экосистема аэропорта" реализуется в рамках ИЦК Аэропорты Отраслевого комитета "Транспорт". Аэропорты, входящие в ИЦК: SVO, DME, VKO, LED, холдинги Аэропорты регионов, Новапорт, Аэродинамика.


Дополнительные презентации:


Коментарии: 1

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Максим Часовиков
    Рейтинг: 4767
    РАНХиГС
    Директор Проектов проектного офиса ректора
    06.01.2024 00:03

    Добрый день, как вы решали эту задачу: Унифицировать их семантику - чем пользовались, на сколько ее удалось решить?

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.