Интервью с ИТ-директором УАЗ. Курс на Индустрию 4.0

Просмотров: 1702
Автор:
Редакция Global CIO

По оценкам Всемирного экономического форума, цифровизация несет огромный потенциал для бизнеса и до 2025 года может принести дополнительно более $30 трлн. в доходы мировой экономики. Какие технологические тренды могут в ближайшие десять лет изменить портрет производственных предприятий? Рынок обсуждает аддитивные технологии, промышленный Интернет вещей, роботизацию, цифровое моделирование. Но какова степень проникновения популярных ИТ в реальные процессы предприятий — разбираемся на примере проектов автоматизации в российском машиностроении. С этим вопросом мы обратились к Евгению Ступину, директору по информационным технологиям УАЗ.

 В марте этого года вы анонсировали концепцию «Цифровой УАЗ», в которой представили актуальные для предприятия производственные технологии. Каковы цели этой концепции? Насколько изменится производство УАЗ по результатам намеченной цифровой трансформации?

— На самом деле, работы по направлению цифрового производства начались раньше — во второй половине 2017 года. Мы совместно с компанией Siemens и нашим технологическим партнером PROF-IT GROUP провели индустриальный аудит текущего состояния предприятия и выстроили план мероприятий, включающий, в том числе, и разработку концепции «Цифровой УАЗ». Основная задача этой концепции — зафиксировать долгосрочные направления развития в виде реальных направлений цифровизации. 

— Какие из областей затронут инновации?

— Концепция содержит три основных блока: «Цифровая разработка», «Цифровое производство» и «Цифровые сервисы». Каждый блок разбит на отдельные направления и уровни цифровизации. План по каждому направлению содержит потенциальные проекты, которые мы оцениваем с точки зрения эффективности, сложности, стоимости реализации и новизны используемых технологий. Таким образом, концепция «Цифровой УАЗ» будет определять стратегию цифровой трансформации предприятия на горизонт 5-10 лет. При этом мы понимаем, что план «живой», то есть актуальность потенциальных проектов необходимо анализировать ежеквартально.

— Как обстоят дела с реализацией ваших планов?

— Самые актуальные проекты из данной концепции будут регулярно переходить в стадию реализации в рамках среднесрочной ИТ-стратегии. И мы сделали несколько шагов, которые уже помогают нам в осуществлении наших планов. В июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме УАЗ, фирма «1С» и наш стратегический партер PROF-IT GROUP подписали меморандум о сотрудничестве. В соответствии с соглашением на базе Ульяновского автомобильного завода будет создана площадка для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области развития современных программно-аппаратных комплексов, планирования и управления производственными процессами.

— Какие системы, оборудование вы используете? Расскажите подробнее об ИТ-инфраструктуре УАЗ? 

— Очевидно, что от того, как построена ИТ-инфраструктура, насколько она надёжна и производительна, будет зависеть работа всех информационных систем, баз данных и, как следствие, бизнеса в целом. Поэтому при ее создании мы делали основной упор на надёжность, высокую производительность и масштабируемость, уровень этих показателей как раз и обеспечивает растущие потребности основных бизнес-процессов компании. 

На предприятии действует современный ЦОД, где размещены серверные системы, системы хранения данных и системы резервного копирования с использованием систем виртуализации серверов. 

Большое внимание уделяется защите интернет-трафика. Отдельные серверы обеспечивают защиту корпоративной сети от интернет-атак, контроль и управление доступом пользователей к сети Интернет, доступом к ресурсам внутренней сети через Интернет. Для управления и обновления антивирусного ПО в масштабах предприятия мы используем серверы антивирусной защиты. Для клиентских рабочих мест конфигурации оборудования и состава программного обеспечения стандартизированы. Централизованная служба поддержки производит установку всех необходимых приложений, ввод компьютеров в домен и настройку пользовательского окружения, установку и настройку периферийной техники.
Мы рассматриваем ИТ-инфраструктуру ООО «УАЗ» как некий стратегический актив, который постоянно масштабируется и совершенствуется.

— Какие проекты вы сейчас реализуете? С какими ИТ-партнерами работаете?

— Если говорить о проектах, которые были реализованы в последние месяцы, то отмечу два решения. Это система учета хода производства — MES, и система управления качеством — SOK 2.0. Оба проекта проводились совместно с цифровым промышленным интегратором PROF-IT GROUP. При реализации технологий мы делали акцент, в том числе, на технологичность. УАЗ использует стационарные терминалы ввода данных, установленные на производственных участках, включая главный конвейер и мобильные терминалы сбора данных. Ручной ввод здесь минимизирован, вместо этого максимально используются штрих-коды и автоматическая логика. Всего для этих двух решений было организовано более 100 точек сбора данных. Системы позволяют полностью контролировать процесс производства: анализировать качество создаваемой продукции по заданным параметрам и блокировать дальнейшее движение автомобиля, если есть отклонения от принятых значений. Накопленная статистика позволяет планировать долгосрочные мероприятия по минимизации замечаний к качеству. Решение будет развиваться и в части количества терминалов, и в части технологий. В планах установка камер машинного зрения для удаленного сбора данных без участия человека и инициация проекта по применению RFID-технологий.

— Интересно подробнее узнать о вашем проекте PLM. Его роль в ИТ-ландшафте УАЗ? 

— Внедрение PLM является стратегическим важным для нашего предприятия. Проект призван связать в едином информационном пространстве все информационные системы предприятия. Решение станет центральным звеном, объединяющим в себе основные справочники и классификаторы предприятия. Немаловажная роль PLM — это повышение гибкости и скорости реакции предприятия на изменение внешних условий и требований к продукту, гибкость самих процессов, информационных систем и технологий.

— В чем будет проявляться эта гибкость? Каких эффектов Вы ожидаете от PLM-проекта?

— По сути, PLM-система — это полная цифровая модель предприятия, комплексное программное обеспечение, которое позволяет управлять проектированием продукта и его производством на всех стадиях, вплоть до послепродажного обслуживания автомобиля.

Данное решение призвано улучшить процессы инжиниринга, сократить время вывода новых продуктов на рынок, оптимизировать технологичность изготовления и повысить качество продукции. Важным элементом нашей PLM-системы станет цифровой конфигуратор, который позволить «персонализировать» выпускаемые автомобили под ожидания конкретных потребителей. Определять требования к заказу потребитель сможет прямо на сайте, после чего заказ будет отправляться в производство. 

— Какие технологии, на ваш взгляд, будут драйвером развития отрасли машиностроения? Какие еще направления цифровой трансформации вы рассматриваете? 

— Драйвером развития машиностроения может стать целый комплекс технологий, которые уже начали менять нашу отрасль. Но нам важно отталкиваться от бизнес-эффектов конкретного решения. Например, внедрять систему идентификации, которая не завязана в общий информационный контур с MES-системой, не очень разумно и правильно. Другое дело — ввод единого контура прослеживаемости продукта и передача данных о нем в режиме реального времени. В этом случае мы можем отслеживать весь ход производственного цикла, синхронизировать исполнение производственного заказа с MES- и ERP-системами, управлять процессом планирования производства. Большое внимание мы уделяем и тому, как можно использовать промышленный Интернет вещей. Рынок много говорит о предиктивной аналитике оборудования за счет сбора показателей с датчиков, это нам тоже очень интересно. Но можно смотреть на использование промышленного Интернета вещей и шире. Например, с помощью уже упоминавшейся идентификации мы планируем собирать данные по перемещениям заводского транспорта и анализировать траекторию движения машин и погрузчиков, в дальнейшем оптимизируя траекторию их перемещений и влияя на показатели количества и загрузки средств. 

— По Вашим прогнозам, как цифровая трансформация изменит машиностроение? Как это отразится на уровне развития отрасли в целом и конечной цели любой компании — повышении качества выпускаемого продукта и пользе для заказчиков. 

— Понятно, что у всех отечественных предприятий машиностроения во многом схожие KPI. За использованием любой технологии должен стоять конкретный бизнес-эффект, поэтому, разрабатывая карту проектов цифровизации, мы оцениваем каждое внедрение с точки зрения его инвестиционной привлекательности. Для УАЗа, как для предприятия автомобилестроения, стратегически важным является своевременный вывод автомобиля на рынок и его кастомизация для заказчика.

Комментарии (1)

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.