Представляем раздел «Образование»

Дискуссии CIO > Методы управления ПО в компаниях

Методы управления ПО в компаниях

Просмотров: 1671
Автор:
Редакция Global CIO совместно с департаментом конференций газеты «Ведомости»
Дискуссия проводится с 02.2012 по 03.2012

Поставки и управление ПО в компании

Процесс приобретения и контроля над ПО в компании сопровождается определенными рисками: это «перетаривание» лицензиями, использование сотрудниками нелицензионного ПО, пробелы в обеспечении информационной безопасности, непрозрачность закупок и «непредвиденное» попадание в зависимость от дорогого «софта».

В случаях осуществления рисковых сценариев снижается управляемость всеми ИТ-активами. 

Как осуществляется управление ПО в большинстве компаний? Рассмотрим распространенные схемы.

Как в компаниях управляют софтом?

Позиция 1. Сформирован, формируется или планируется формирование системы управления ПО, соответствующей международным стандартам.

Строгая методология настораживает бюрократизмом, и может отпугнуть сложностью и стоимостью самого внедрения проекта по изменению бизнес-процессов. Привлекательна с точки зрения понятности, централизованности и прозрачности всех процессов управления активами, нивеллированием репутационных рисков.

Позиция 2. Используется собственный формализированный и централизованный подход к управлению лицензиями.

Разработана или разрабатывается система управления ПО, которая предусматривает минимизацию вышеописанных рисков, но не соответствует международным стандартам.

Позиция 3. Управление ПО происходит формализовано, но независимо в каждой бизнес-структуре компании

Подход предоставляет возможность проведения более гибкой политики по определению потребностей в ПО, по закупке и управлению активами, но снижает прозрачность процессов. В данном случае отсутствует эффект экономии на масштабе и стандартизации.

Позиция 4. Неформализованный подход 

Не внедрена система управления жизненным циклом ПО, процессы происходят по мере возникновения вопросов.

Вам слово

Какая позиция Вам ближе?

Как Вы определяете и планируете потребность организации в ПО? Проводите ли инвентаризацию лицензий? Кто в компании несет ответственность за закупку, передачу и управление всем жизненным циклом софта?

Приглашаем к дискуссии!

Отправить ссылку: 

Комментарии (20) Подписатся на комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Скрыть ветвь

    Директор по ИТ

    Управляющая Компания "Оками"

    Написано: 16.02.2012 20:17
    1
    Добрый день коллеги. Очень близка Позиция №2. На мой взгляд, к решению данной задачи необходимо подходить с точки зрения «Необходимой достаточности». С одной стороны понятно, что используемое ПО должно быть лицензионным (законов никто еще не отменял), с другой стороны формальный подход- лицензирования всего, что установлено либо заявлено пользователями приводит к необоснованным финансовым затратам. Необходимо достаточно четко понимать необходимость установки того или иного ПО на конкретном рабочем месте. Часто бывает, что необходимости в определенном ПО либо нет совсем, либо его можно заменить бесплатными аналогами или ПО с усеченным функционалом (например: «Просмотрщиками»), не влияя на выполнение функциональных обязанностей сотрудника. Важно также корректно рассчитывать количество необходимых «клиентских лицензий» и т.д. В любом случае имея стандартизированный и формализованный подход к использованию ПО внутри компании, получаем: во первых- уменьшение стоимости владения, а во вторых -повышение прозрачности и контроля над используемым ПО. При правильном использовании данный подход приводит как к снижению рисков при использовании и сопровождении ПО, так и к повышению информационной безопасности.
  • Скрыть ветвь

    Зам. начальника отдела эксплуатации инфрастуктуры, Департамент администрирования ИТ, Блок ИТ

    ОАО МГТС

    Написано: 20.02.2012 15:23
    0
    Добрый день. На мой взгляд позиции отражают величину компании. Позиция 4 - наверное характерна для мелких команий и наверное там, где численность пользователей не привышает примерно 100 человек. Здесь конечно же не целесообразен "фанатичный" подход к исполнению ИТ стандартов.
    Я работаю в компании, где пользователей не менее 5000. Поэтому для себя выбираю позицию 2. Мы живём в России... Адаптация международных стандартов к правилам жизни в нашей стране просто необходима.
  • Скрыть ветвь

    Управляющий офисом (банковcкий технолог)

    Филиал "ТрансКредитБанка" в г.Екатеринбурге

    Написано: 22.02.2012 06:52
    1
    Интересная тема, спасибо, надеемся на оживленную дискуссию.
    Со своей стороны предлагаю немного сместить акценты. Не нужно "зацикливаться" на лицензиях. Мы ведь ПО для чего приобретаем и используем - для решения вполне конкретных задач. Крупными мазками это либо инфраструктура, либо коммуникации, либо прикладные инструменты. В конечном итоге, совокупность аппаратного обеспечения и ПО решает вполне конкретную задачу - функционирование сервисов. Поэтому корректней, на мой взгляд, вести речь об управлении стоимостью и жизненным циклом сервисов. Какие-то части сервисов могут быть реализованы на бесплатном ПО, какие-то на коммерческом, какие-то на базе разработок сотрудников компании. А элементы, относящиеся к ПО, будут частью активов (ресурсов), необходимых для функционирования сервиса. Про хранение экземпляров кода и систему управления изменениями (патчами) тоже не стоит забывать - это порой совсем не дешевое удовольствие получается.

    (Отредактировано 22.02.2012 07:00, Клопотов Игорь Константинович)

  • Скрыть ветвь

    Руководитель Отдела ИТ

    Группа компаний "БОВИД"

    Написано: 22.02.2012 09:03
    1
    Согласен с коллегами в том, что формализовывать подход к управлению ПО необходимо, но без создания процесса ради процесса. На моем опыте "soft management" реализовывался прописыванием внутренних регламентов и стандартов в рамках как бизнес-процессов, так и возможных и действующих внутренних подразделений-заказчиков. Особенно предметным становится процесс управления ПО при разнородности структуры распространения самого ПО в организации. Неоднократно сталкивался с такой градацией: 1. стандартный пакет ПО сотрудника; 2. поддерживаемое инфраструктурное ПО (SAP, Oracle, 1C etc.); 3. специализированное ПО подразделений; 4. серверное ПО и инструменты ИТ; 5. внутренние разработки компании. Градация условная, но считаю, что имеет место быть. В плане поддержки и управления ПО очень помогает ITIL в плане работы с изменениями, релизами и т.п. Отдельно стоит выделить некоммерческое ПО, а именно процессы его внедрения и сопровождения. В данном случае формализация действий должна быть существенно выше, т.к. поддержка внедрения осуществляется, в основном, своими силами (Службой ИТ). Если подвести предварительный итог, то оптимальным вариантом управления считаю Позицию №2. Кстати, а какие средства, коллеги, Вы используете для управления ПО?
  • Скрыть ветвь

    Директор по информационным технологиям

    ЗАО "Лаборатория Касперского"

    Написано: 22.02.2012 12:32
    1

    Ответ на «Согласен с коллегами в том, что...»

    Позиция №2 (Software Asset Management)
    Для инвентаризации используем Microsoft System Configuration Manager + собственная кастомизация и интеграция с базой данных SAM IT Asset
    В сервис-каталоге есть сервис "Автоматизированное рабочее место", где в качетсве оферингов перечислено стандартное приобретаемое ПО в контексте бизнес-подразделения сотрудника.
  • Скрыть ветвь

    Руководитель

    ООО "Компьютер-Аудит"

    Написано: 23.02.2012 13:05
    -1
    Успех в управлении ПО целиком и полностью зависит от уровня управляемости бизнес-процессами на предприятии. При низкой культуре управления до сих пор наблюдаем в основном лоскутную автоматизацию. В своей деятельности всегда стараюсь настроить клиента на первоочередное решение организационных вопросов. В идеале в каждой организации надо иметь скоординированный план развития информационной системы, предусматривающий баланс вложений в аппаратную часть, ПО и, самое главное, в управленческий персонал. Грош цена технике и ПО, если персонал не сможет решать на них свои локальные управленческие задачи.
    Поэтому:
    1. План развития информационной системы, в т.ч. ПО, необходим, желательно года на три.
    2. План развития ПО должен соответствовать (не отставать, но и сильно не опережать) управленческим задачам.
    3. И управленческие задачи, и план развития ПО должны быть формализованы внутренними нормативными документами.
    А в какой форме планы будут изложены, в принципе не важно. Главное, чтобы они были реальны, актуальны и понятны управленцам
  • Скрыть ветвь

    руководитель отдела развития информационных систем

    ЗАО "СТС ЛОГИСТИКС"

    Написано: 24.02.2012 11:45
    0
    В современных условиях быстроразвивающегося и изменяющегося рынка ПО пожалуй 3-х летний план развития будет крайне неэффективен и приведет лишь к торможению развития корпоративных систем. Зачастую жизненный цикл программ не превышает 3-х лет... Возможно 3-х летняя стратегия еще как то применима но без детализации до конкретных решений.
    Соответственно видимо более адекватной будет система управления изменениями , рассчитанная на более короткую перспективу и на ближайшие задачи и цели, но с контролем соответствия изменений текущей выбранной стратегии развития ПО в компании. Такие решения видимо реализуемы больше во 2-м варианте.
  • Скрыть ветвь

    Руководитель

    ООО "Компьютер-Аудит"

    Написано: 28.02.2012 19:48
    0

    Ответ на «В современных условиях быстроразвивающегося и изменяющегося...»

    По срокам противоречия нет. Три года - это даже короткий срок. На три года формируются стратегические задачи: виды деятельности, структура предприятия, политика учетов, политика серверов и т.д. и т.д. Год - это решение тактических задач. типа локальной автоматизации управления автотранспортом.Также надо понимать, что быстро ничего не делается. Практика показывает, что комплексная постановка того же регламентированного учета требует трех лет.Кроме того, сегодня предложения разработчиков ПО намного опережают по функционалу запросы управленцев.Так что даже для малого предприятия три года - это нормально.В сентябре-ноябре совместно с уточнением бизнес-задач на очередной год следует скорректировать и планы развития ПО и коммуникаций.

    (Отредактировано 29.02.2012 09:07, Романов Валерий Николаевич)

  • Скрыть ветвь
    Написано: 25.02.2012 23:38
    0
    Приветствую Вас коллеги! Поднята интересная тематика, но не активно поддерживается членами Global CIO. Может не хочется обсуждать тему с существующей в большинстве организаций Позицией №4.
    От себя скажу, что к большому сожалению текущее положение software management в части управление лицензиями (управление активами) в нашей организации соответствует Позиции №4+ или Позиции №2-. Т.е. нельзя сказать, что совсем ничего не контролируется и не мониторится, но при этом нельзя сказать, что процесс жёстко формализован. Причина банальна - приоритеты в реализации бизнес-проектов, и соответственно и ресурсы и все мысли в Бизнесе.

    Как целевое значение для себя я выбрал Позиция №2 и соглашусь Илларионовым Константином - необходимо придерживаться принципа "Необходимой достаточности".

    Позиция №3 - категорично не применима - компания, хоть как-то анализирующая свои издержки - обязательно обратит внимание и на раздел "Приобретение ПО" и постарается централизовать свои закупки для достижения эффекта масштаба и упрощения администрирования данного процесса.
  • Скрыть ветвь
    Написано: 25.02.2012 23:42
    0
    Коллеги! Никто не говорит об инструментариях, которые используются Вами в процессе SAM. Поделитесь опытом!
    И ещё: кто всё-таки несет ответственность за данный процесс? Это отдельная должность? Это отдельная бизнес-роль какой либо должности? Как это реализовано у Вас?
  • Скрыть ветвь

    Руководитель

    ООО "Компьютер-Аудит"

    Написано: 28.02.2012 20:12
    0
    По поводу ответственности. Мое мнение, здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от квалификации персонала. Это может быть сам руководитель, может быть выделенный специалист, может быть аутсорсинг, могут быть дополнительные обязанности.Повторюсь, главное, чтобы план развития ПО соответствовал управленческим задачам. А кто его сверстал и по какой форме - дело второстепенное.

    (Отредактировано 28.02.2012 20:16, Романов Валерий Николаевич)

  • Скрыть ветвь

    Начальник ИТ Отдела, Департамента ИТ

    ИТЕКО

    Написано: 06.03.2012 15:35
    0

    Ответ на параграф «Вам слово»

    Позиция 2. - ближе!
    Существует регламент, что из ПО должно быть установлено на ПК в зависимости от должности.

    Потребность организации в ПО - контролируется через бюджет и систему закупок.
    Инвентаризация лицензий проводится - существует централизованная система учета, которая в реальном времени собирает информацию.

    За закупку несет ответственность один человек.
    За передачу и управлением другой человек.


    В любой момент времени можно создать 2 отчета:
    1ый - сколько и где из лицензий установлено.
    2ой - сколько и каких лицензий куплено.

  • Скрыть ветвь

    Директор по ИТ

    Союзспецодежда

    Написано: 07.03.2012 21:44
    0

    Ответ на «Позиция 2. - ближе! Существует регламент,...»

    Степан Сергеевич, было бы интересно узнать, какой софт вы используете для автоматизации процессов управление ПО. В частности, откуда снимаете указанные вами два отчета.
  • Скрыть ветвь

    Начальник ИТ Отдела, Департамента ИТ

    ИТЕКО

    Написано: 08.03.2012 14:27
    0

    Ответ на «Степан Сергеевич, было бы интересно узнать,...»

    GLPI + OCS-Inventory - для первого отчета.
    EOPEN - для второго отчета. (все лицензии покупаем OLP)
  • Скрыть ветвь

    Директор по ИТ

    Союзспецодежда

    Написано: 12.03.2012 22:54
    0

    Ответ на «GLPI + OCS-Inventory - для первого...»

    Степан Сергеевич, можете прокомментировать, почему именно это ПО используете? Какие характеристики вы сравнивали при выборе ПО, почему остановились именно на этом?
  • Скрыть ветвь

    Начальник ИТ Отдела, Департамента ИТ

    ИТЕКО

    Написано: 13.03.2012 10:14
    0

    Ответ на «Степан Сергеевич, можете прокомментировать, почему именно...»

    GLPI + OCS-Inventory работают в паре. Все это позволяет решать еще ряд задач, например по инвентаризации железа в реальном времени.

    Система привязывает железо к конкретному пользователю, как только сотрудник заходит под своей учеткой в ряд систем, например jabber - железо привязывается к данному сотруднику.
    Т.е. в любой момент времени можно узнать где то или иное железо и кто за него ответственный.

    Еще данное решение можно с интергировать с otrs. Сейчас у нас для этого используется RT.

    Выбрали именно данное решение, так как OCS-Inventory + LDAP - уже было. Оставалось добавить GLPI.

    В целом получилось единая система, которая позволяет управлять софтом и железом.

    Когда будем внедрять OTRS, GLPI пригодится, так как в GLPI проще организовать все правильно, а потом можно экспортировать в OTRS.


    Решение бесплатное.
  • Скрыть ветвь

    Директор по ИТ

    Союзспецодежда

    Написано: 16.03.2012 01:40
    0

    Ответ на «GLPI + OCS-Inventory работают в паре....»

    Вот интересно, а это всегда требуются такие извращения по сращиванию кучи всякого специфического софта, чтобы решить разные задачи, находящиеся все в одной области – ITIL – с той или иной детализацией? Почему нет до сих пор какого-то единого программного продукта, который позволял бы автоматизировать и процессы управления конфигурациями, и ITSM, и ITAM, и SAM и т.п.? Все-таки, будучи на позиции CIO, хотелось бы ставить цели и добиваться их достижения, в первую очередь, решая проблемы организационных преобразований (в том числе, процессных), а не изобретать, как и какие программные продукты надо сынтегрировать, чтобы решить хотя бы часть этих задач, и то с какими-то допущениями и компромиссами, а также рисками, чтобы когда ты начнешь решать следующие из этих задач, то сделанное до сих пор ПО не состыкуется с тем, что понадобится далее.
  • Скрыть ветвь

    Руководитель

    ООО "Компьютер-Аудит"

    Написано: 16.03.2012 00:11
    0
    По горячим следам (личное мнение о конференции 14.03.2012)

    Что, на мой взгляд, конференция дала участникам.

    Некоторые участники признавались, что до приглашения на конференцию, не знали, как расшифровывается данное буквосочетание (SAM). Конференция скорее подтолкнула к осознанию того, что вопросами управления ПО в организациях надо заниматься. Как минимум, это оптимизация расходов на ИТ. В любом случае подобные мероприятия способствуют повышению культуры управления российскими предприятиями.

    Что касается лично меня, старался сверить свои планы и действия с лидерами. С удовлетворением отметил, что в управлении ПО мы не отстаем от крупных столичных компаний, а в чем то может быть и опережаем. По крайней мере, на многие вопросы участников конференции к докладчикам, у меня были свои варианты ответов, основанные на практике обслуживания клиентов. Проблемы малого бизнеса также соотносятся с проблемами большого. Разные масштабы, а суть одна.

    Отметил несколько прозвучавших на конференции советов:

    1. Подготовить и держать в актуальном состоянии пакет документов на установленное ПО. На практике, когда без задержки предъявляешь проверяющим, помогает при проверках. В частности снижает вероятность изъятия компьютеров.
    2. Второй совет поясню на примере: купили программу, включили в расходы, а в организации на учете нет ни одного компьютера. Надо исключить подобные ситуации.
    3. Предприятие, на балансе которого находится ПО ликвидировано или приостановлена деятельность, работа (то же ведение бухгалтерии) осуществляется сотрудниками другого юридического лица. «Передаточные» документы отсутствуют. Такие ситуации тоже исключить.
    4. Если есть филиалы с использованием компьютерных программ в других городах, тоже надо иметь подготовленный комплект документов на право использования ПК и ПО.



    Лично мои советы по бухгалтерскому и налоговому учету компьютеров и компьютерных программ:

    1. Все документы на компьютеры и ПО хранить не менее пяти лет, считая с даты списания компьютера или программы.
    2. В организации должен быть документ, который называется «Учетная политика организации». Так вот, один раз разобраться с правилами бухгалтерского и налогового (это разные юридические понятия!) учета по каждому виду ПО и записать это в учетной политике. Со ссылкой на законодательство. Естественно, отслеживать соответствующие законы, при необходимости меняя учетную политику.



    Резко не понравились три вещи:

    1. Обсуждение в основном скатывалось к управлению лицензиями, а надо говорить об управлении жизненном циклом программы.
    2. О предложении сертифицироваться на соответствие стандартам.
    3. Неоднократно сквозило: ИТ-ешники все такие продвинутые и прогрессивные, остальные тупые консерваторы.



    О чем хотелось бы услышать подробней и на что не получил ответа:

    1. О практике совместной работы ИТ-специалистов с технологическим и коммерческим персоналом.
    2. Как организуется работа, связанная с маркетингом предложений поставщиков новых технологий, ИТ-услуг, программного обеспечения.
    3. Как формируются потребности в ПО и порядок принятия решения на приобретение.
    4. Как планируются затраты на внедрение и сопровождение ПО, модернизацию аппаратной части.
    5. Кто и как определяет бизнес-задачи, под которые приобретается программный продукт. Как происходит контроль эффективности использования программного продукта.
    6. Как организуются процессы документирования операций с программным обеспечением, границы ответственности.
    7. По каким принципам и кто определяет набор ПО на рабочих ПК сотрудников.
    8. и т.д.
  • Скрыть ветвь

    Начальник ИТ Отдела, Департамента ИТ

    ИТЕКО

    Написано: 16.03.2012 06:48
    0
    Бацюро Дмитрий Сергеевич, в продолжении темы

    Почему извращения?

    OTRS - как раз работает по методологии ITIL
    Все 4 продукта (OCS-Inventory, LDAP, GLPI, OTRS) - могут работать совместно изначально, нужно лишь настроить.

    в конечном счете, будет использован единая точка входа - OTRS

    Данное решение было выбрано, согласно бизнес требованиям.

    Программные продукты никто не изобретал - они есть и постоянно обновляются, сейчас вышла новая версия OTRS

    Вы лучше поясните, какой, по вашему мнению, единый программный продукт, который решает все задачи, которые вы перечислили в адекватном приближении?
  • Скрыть ветвь

    Директор по ИТ

    Союзспецодежда

    Написано: 18.03.2012 23:34
    0

    Ответ на «Данное решение было выбрано, согласно бизнес требованиям»

    Степан Сергеевич, извращением, в данном случае, я назвал не ваше решение, включающее в себя несколько программных компонентов (я вполне допускаю, что вы все это настроили, и оно замечательно решает ваши задачи), а само то, что почему-то вендоры подобных систем не предоставляют какую-то единую систему для автоматизации всех ИТ-процессов, чтобы не приходилось тщательно подбирать компоненты, сращивать их, настраивать. Ваш вопрос: "Вы лучше поясните, какой, по вашему мнению, единый программный продукт, который решает все задачи, которые вы перечислили в адекватном приближении", - вот как раз и не могу такого программного продукта привести. Может быть, потому что не знаю просто о нем. Может быть, кто-нибудь знает?

    Меня, на самом деле, интересует, каким образом "данное решение было выбрано, согласно бизнес требованиям". Можете привести хотя бы выборочные примеры бизнес-требований (самые существенных из них), а также в какой мере им соответствовали/не соответствовали рассматриваемые вами программные продукты, между которыми вы делали выбор. Я думаю, это было бы интересно аудитории - узнать, какие критерии принципиально влияют на этот выбор, и как обстоят дела с соответствием этим критериям у разных программных продуктов.

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Параметры поиска
 

Мастер-класс

«Опыт выведения функций ИТ-службы на аутсорсинг»

Автор: Игорь Весёлов

М-Видео, ИТ-директор

Топ-мероприятия

27 мая
Даламан
Учебный центр «Высшая школа Информационных Технологий»
Место телекоммуникаций в структуре современного бизнеса. Итоги исследования.

Анонсы клубов

07 июня
Екатеринбург
Экспо-Линк

Наверх